Грузоплучатель в с/ф и адрес доставки груза в транспортной накладной не осответствуют

Пример заполнения нового бланка транспортной накладной с 1 января 2023 года

  • раздел 1 «грузоотправитель» — новое поле для отметки, что экспедитор является отправителем груза;
  • раздел 1а «клиент» — указываются сведения о заказчике груза;
  • раздел 3 «груз» — фиксируется объявленная ценность перевозимого товара и реквизиты отгрузочной документации;
  • раздел 6 «прием груза» — прописываются сведения о лице, передавшем ценность представителю предприятия-заказчика;
  • раздел 11 «транспортное средство» — указывается тип владения ТС (собственник, арендатор, лизингополучатель).

В соответствии с нормами перевозка грузов по территории России сопровождается оформлением транспортной накладно, которая является первичным документом, доказывающим заключение контракта о перевозке груза на транспорте, а также необходима для отображения расходов у одной стороны договора, выручки — у другой.

С 1 января 2023 года утверждены новые правила грузовых перевозок ( Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2023 г. №2200) со сроком действия до 2027 года и действует измененная форма транспортной накладной. Такое изменение позволит отследить движение денежных средств при оплате услуг по транспортировке и уменьшить количество посредников, принимающих участие в одной операции по доставке груза.

Начинает ее оформление отправитель, он вносит информацию о себе, транспортной компании по перевозке, перемещаемом товаре. Получатель дополняет документ сведениями о приемке, а водитель — в процессе выполнения услуг проставляет подписи при поступление и сдаче груза, отметки и замечания.

Несмотря на введение понятия «электронная транспортная накладная» данные в Налоговую инспекцию и Министерство транспорта необходимо по прежнему передавать на бумаге. Электронный документооборот с государственными структурами будет доступен только с 2023 года.

Вычет НДС и ошибки в товарно-транспортной накладной

Товарно-транспортная накладная — унифицированная форма 1-Т, утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78. Этот первичный документ подтверждает факт заключения договора перевозки и служит основанием для расчета между его сторонами. Кроме того, ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей: на ее основании отправитель груза списывает товар, а получатель принимает его к учету. Налоговая служба придерживается мнения, что любые перевозки грузов, помимо случаев, когда покупатель забирает товар самостоятельно, необходимо сопровождать составлением ТТН. Чтобы сделать это правильно, стоит обратить внимание на самые распространенные претензии специалистов ФНС к рассматриваемому первичному документу.

На пустоту этого раздела инспекторы непременно обратят внимание и могут счесть сделку фиктивной со всеми вытекающими последствиями. Как показывает судебная практика, в этом вопросе арбитры в основном поддерживают мнение налоговой службы (постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.01.15 №А27-4455/2014, постановление АС Западно-Сибирского округа от 20.05.15 №А70-6399/2014).

Если какие-либо параметры ТТН вызывают сомнения проверяющих, они, как было сказано выше, заподозрят, что сделка была фиктивной. Чтобы удостовериться в обратном, инспекторы могут обратиться за информацией к перевозчику. Тот должен подтвердить факт доставки товара в адрес проверяемого налогоплательщика, иначе убедить ФНС в реальности сделки последнему не удастся. И тогда придется платить доначисленные налоги и штрафы либо отстаивать свою правоту в суде.

В арбитражной практике по этому поводу есть решения как в пользу налоговой службы, так и в пользу компаний (предпринимателей). При наличии других признаков недобросовестности налогоплательщика — например, непредоставлении отчетности в ФНС, отсутствии имущества и прочих — суд может расценить сомнительное место разгрузки, как показатель фиктивности сделки (постановление АС Северо-Кавказского округа от 11.06.15 №А25-841/2014). Но есть и противоположные исходы, например, постановление АС Северо-Западного округа от 28.07.15 №А52-3102/2014.

С точки зрения реальности сделки имеет не последнее значение и то, где был товар разгружен. А именно: есть ли по указанному адресу складское помещение, подходит ли оно для принятия указанного количества товара, связывают ли налогоплательщика с местом выгрузки какие-либо хозяйственные отношения. Все это инспекторы могут узнать в ходе проверки, сделав запросы в соответствующие организации. Если выявится спорная информация, у инспекторов могут возникнуть подозрения, что перевозка состоялась только «на бумаге».

Согласно п.1 ст. Раздел I. Общие положения > Подраздел 4. Сделки. Решения собраний. Представительство > Глава 10. Представительство. Доверенность > Статья 182. Представительство» target=»_blank»>182, п.1 ст. Раздел I. Общие положения > Подраздел 4. Сделки. Решения собраний. Представительство > Глава 10. Представительство. Доверенность > Статья 185. Общие положения о доверенности» target=»_blank»>185 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия основанного на доверенности, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Доверенностью признается письменное уполномочие, выданное одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Согласно ст.34 ФЗ от 08.11.2007г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.

Вышеуказанный металл со склада ООО «Металлсервис-Москва» получен и одновременно передан для доставки перевозчику ООО «Экипаж» согласно договора — заявки на перевозку груза №8/10.1271 от 10.12.2014 года (в лице водителя Кукулеску Э.В. машина МАЗ Е 554 ТУ/199 п/п ВР8195 /77), для дальнейшего следования транспорта в место разгрузки металла АО «КГЦ «Металлоконструкция» г. Ульяновск.

Действия истца по получению груза от ООО «Металлсервис-Москва» совпали по времени (являлись одновременно) с его действиями как заказчика (грузоотправителя) в рамках согласованной заявки. Но, так как истец действовал в данном случае как грузоотправитель, им должны были быть составлены товаросопроводительные документы и совершены действия по передаче груза уполномоченному лицу. Для этих целей должны были быть проверены реквизиты паспорта, АТС, доверенности.

Заказ (заявка) подается грузоотправителем перевозчику, который обязан рассмотреть заказ (заявку) и в срок до 3 дней со дня его принятия проинформировать грузоотправителя о принятии или об отказе в принятии заказа (заявки) с письменным обоснованием причин отказа и возвратить заказ (заявку).

Стандартные проблемы, связанные с оформлением счетов-фактур

При этом оговоримся, что при рассмотрении дела в суде решение в такой ситуации, скорее всего, будет принято в пользу налогоплательщика. Суды не считают запись «он же» в строке «Грузополучатель и его адрес» нарушением порядка оформления счетов-фактур в том случае, если покупатель и грузополучатель действительно совпадают в одном лице (при условии, что в счете-фактуре указаны все реквизиты покупателя) (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 31.01.2007 № Ф03-А73/06-2/5357, Поволжского округа от 02.10.2007 № А72-6677/06-12/228, Северо-Западного округа от 10.04.2007 № А56-21994/2006, Восточно-Сибирского округа от 06.06.2006 № А19-38799/05-52-Ф02-2084/06-С1, А19-38799/05-52-Ф02-2709/06-С1, Центрального округа от 17.07.2008 № А48-4502/07-6).

В случае если продавцом товаров по договору является одно лицо, а отгрузка этих товаров производится со склада другого лица, то в строке 3 «Грузоотправитель и его адрес» указывается полное или сокращенное наименование организации, с чьего склада отгружены товары, и его почтовый адрес (письмо Минфина России от 13.11.2008 № 03-07-09/38).

В письме Минфина России от 21.07.2008 № 03-07-09/21 указано, что счета-фактуры, в строке 4 «Грузополучатель и его адрес» которых указаны слова «он же», не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению.

Обратите внимание! Это правило не распространяется на заполнение строк, касающихся информации о покупателе, являющемся одновременно грузополучателем. В этом случае при реализации товаров в строке 4 счета-фактуры указывается полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес, а в строке 6 указывается полное или сокращенное наименование покупателя в соответствии с учредительными документами. Даже если покупатель и грузополучатель являются одним и тем же лицом, запись «он же» в строке 4 практически наверняка приведет к спору с налоговым органом.

Например, ВАС РФ согласился с тем, что если в счете-фактуре в качестве грузоотправителя поставщик указал себя, а не лицо, названное грузоотправителем в транспортных накладных, то это не является нарушением требований статьи 169 НК РФ (Определение ВАС РФ от 21.12.2007 № 17236/07).

Рекомендую письменно известить поставщика о том, что вывоз груза производится не вашим транспортом, то есть, вы заключаете договор перевозки с транспортной компанией. Подтверждением заключения договора перевозки является транспортная накладная (ч. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта). Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.

5 (и самое главное). Вы можете вообще не заполнять 16-ую графу транспортной накладной потому что в ней написано: «при необходимости». Такая необходимость может быть вызвана соглашением сторон (перевозчика и грузоотправителя, продавца и покупателя) о порядке заполнения первичных документов в порядке абз. 2 ч. 1 ст. 434 ГК РФ.

Министерство транспорта внесло коренные изменения в Правила перевозки грузов автомобильным транспортом. Постановление Правительства от 21.12.2023 г. № 2200 стало еще одним документом, усиливающим контроль государства за перевозчиками. С 2023 года в отрасли, скорее всего, внешне ничего не поменяется — экспедиторы продолжат фигурировать — уже без должных на то оснований — в транспортной накладной в качестве перевозчиков, собственники транспортных средств не станут работать “напрямую” с грузовладельцами (да-да, ИП Пупкин опять не станет полноценным партнером Coca-Cola), а за лучшие условия и ставки бороться придется в условиях жесточайшей конкуренции.

Пунктом 6 новых Правил перевозки грузов установлено, что под водителем понимается физическое лицо, осуществляющее управление транспортным средством, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком. На основании этого пункта контролирующие и фискальные органы вправе потребовать от лица, указанного в 10-ой графе транспортной накладной в качестве перевозчика, подтверждение наличия правоотношений с водителем (трудовой договор, договор на оказание услуг по управлению автомобилем и т.п.).

Транспортная накладная, по общему правилу, составляется грузоотправителем (ч. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта). При составлении транспортной накладной грузоотправитель указывает в 10-ой графе сведения о перевозчике. Ранее таким перевозчиком могло выступать лицо, с которым грузовладелец заключил договор на оказание транспортных услуг, что не противоречило п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2023 г. № 26. Новые Правила перевозки грузов автомобильным транспортом меняют правила заполнения 10-ой графы транспортной накладной, содержащей сведения о перевозчике.

Читайте также:  Копия трудовой книжки заверенная работодателем срок действия

Транспортная накладная

Если компания или физическое лицо выбирает способ доставки груза посредством сторонней компании-перевозчика, то оформляют транспортную накладную. Этот документ подтверждает, что был заключен договор транспортировки. К заполнению транспортной накладной предъявляются жесткие требования, поскольку документ в числе прочих необходим для получения вычета по НДС для некоторых предпринимателей и компаний. Расскажем, как правильно его заполнить с учетом новых правил, действующих с 1 января 2023 года.

Правила перевозок груза автомобилем описаны в правительственном постановлении №2200 от 21 декабря 2023 года. Они заменили собой правила, утвержденные постановлением Правительства №272 от 15 апреля 2011 года, которые утратили силу. Форма транспортной накладной является Приложением №4 к этим Правилам.

Накладная удостоверяет, что был заключен договор о перевозке. Нужно внимательно заполнять форму, указывать в ней правильные данные: точные адреса, регистрационные номера, наименования компаний, груза и т.д. Подписывать транспортную накладную должно только уполномоченное на это лицо. У него должна быть доверенность на право подписи таких бумаг. Если документ будет заполнен с недочетами, то налоговая может отказать в признании расходов на транспортировку и в вычете по НДС.

  • Сведения о сопроводительных документах на груз. Нужно указать номера и даты составления каждого прилагаемого к грузу документа: товарные накладные, счета-фактуры, инструкции, разрешения, регистрационные бумаги.
  • Указания грузоотправителя. Какие параметры транспортного средства нужны для отправки груза, санитарные особенности перевозки, температурные и другие параметры.
  • Данные о лице, от которого забирается груз (ФИО, ИНН, адрес места жительства и т.п.), а также информация о месте приема груза. Указывают место приема груза, какого числа и во сколько должен быть сдан груз, фактические данные о времени прибытия и убытия автомобиля, масса груза и количество грузовых мест. Здесь же расписываются грузоотправитель (или его доверенное лицо) и водитель, принявший груз.
  • Информация о месте выгрузки. Указывают данные, аналогичные тем, что находятся в пункте выше. Расписываться должны грузополучатель и водитель, сдавший груз.
  • Условия транспортировки груза. Сколько можно хранить груз в терминале перевозчика, периоды погрузки-выгрузки, действия при порче, повреждении, утрате, штрафы за те или иные нарушения.
  • Сведения о принятии заказа к исполнению. Здесь ставят дату, когда заказ был принят. Расписывается лицо, принявшее заказ.
  • Данные о перевозчике груза. Для физлица указывают ФИО, адрес, номер телефона. Для юридического — название компании, адрес места нахождения, номер телефона. Также указывают ФИО водителя и его номер телефона.
  • Информация об автомобиле. Это марка, вместимость, грузоподъемность, регистрационные номера и т.д. Здесь же по новым правилам нужно указать тип владения автомобилем: 1 — собственность, 2 — аренда, 3 — лизинг.
  • Замечания перевозчика. Пишут, если есть какие-либо замечания представителя компании-перевозчика. Это могут быть отметки о состоянии груза, возможных изменениях условий перевозки.
  • Прочие условия. Тут отмечают сроки действия спецразрешения, маршрут движения, режим труда и отдыха шофера, данные о коммерческих актах и т.д.
  • Переадресовка груза. Его заполняют, если имело место изменение пункта доставки груза.

    1. Информация о грузоотправителе. Здесь указывают полное название хозяйствующего субъекта или ФИО заказчика, адрес места нахождения (места жительства — для физлиц), ФИО работника, ответственного за организацию транспортировки, его телефон. Если грузоотправитель — экспедитор, то нужно поставить отметку в соответствующее поле. Это правило введено с 1 января 2023 года. Также появился новый раздел «1а» Клиент (Заказчик организации перевозки) (при необходимости).
    2. Информация о грузополучателе. Сведения, аналогичные вышеуказанным.
    3. Наименование груза и сведения о нем. Указывают число мест, маркировку, вид тары, разновидность упаковки, массу нетто, брутто, объем и т.д. Если груз опасный, то такую информацию тоже надо отметить. По новым правилам нужно указать еще объявленную стоимость груза и реквизиты бумаг, подтверждающих отправку.

    Как свидетельствует практика аудиторских проверок, позиция инспекторов в этом случае еще более категорична. Они убеждены: когда перевозку груза осуществляет сам продавец, составлять товарно-транспортную накладную по форме N 1-Т необходимо. Основание — все тот же пункт 2 инструкции от 30 ноября 1983 года, устанавливающий обязательное наличие ТТН для осуществления перевозок груза автомобильным транспортом. Если отсутствует товарно-транспортная накладная, то расходы по доставке товара до склада покупателя нельзя считать подтвержденными. Следовательно, такие затраты нельзя учесть при определении базы по налогу на прибыль.

    Основываясь на этих нормах законодательства, налоговые инспекторы считают, что каждая перевозка товара должна подтверждаться товарно-транспортной накладной(*10). Как показывает арбитражная практика, представители контролирующих органов уверены: если ТТН отсутствует, то нет оснований не только для принятия к учету транспортных расходов, но и для оприходования товара у покупателя. А следовательно, и для отнесения стоимости покупных товаров в состав расходов в налоговом учете, а также для вычета НДС.

    Однако при этом форма N 1-Т предназначена не только для расчетов продавца (грузоотправителя) с перевозчиками за услуги по автомобильной транспортировке грузов. В этой накладной есть также и другой раз-
    дел — товарный. На основании имеющихся в нем данных в учете грузоотправителя отражается передача товарно-материальных ценностей перевозчику, а грузополучателя — их получение. Принятие к учету товаров на основании ТТН предусмотрено Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов(*7). А согласно инструкции «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» ТТН вообще является единственным документом, служащим для этой цели (а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета)(*8). В соответствии с другим пунктом этой инструкции(*9) перевозка грузов автомобильным транспортом осуществляется только при наличии товарно-транспортной накладной, оформленной по унифицированной форме N 1-Т. Тем самым, наличие ТТН, подтверждающей факт совершения операции и затраты по перевозке, обязательно как для отправителя груза, так и для его получателя.

    Тем не менее, по нашему мнению, такая позиция чиновников не обоснована. Действительно, если договор поставки (купли-продажи) не предусматривает доставку (перевозку) товара поставщиком в адрес покупателя, то для принятия к учету приобретенного покупателем товара вполне достаточно и товарной накладной. А транспортные расходы при этом можно подтвердить путевым листом автомобиля. Аналогичные выводы в ситуации, когда доставка осуществляется покупателем самостоятельно, содержат и некоторые судебные постановления (см. таблицу на стр. 41). В частности, судьи указали, что составление ТТН обязательно только при условии, что товар передается покупателю от продавца через перевозчика.

    Мы, в свою очередь, все же рекомендуем оформлять обе накладные в случае, когда груз доставляет перевозчик. Ведь ТТН утверждена как форма учета работ в автомобильном транспорте и не заменяет первичный документ, принятый для учета операций по реализации товаров по форме N ТОРГ-12. Одной же товарной накладной в данной ситуации, на наш взгляд, также недостаточно.

    Заполнение транспортной накладной

    В случае составления акта в разд. 17 «Отметки грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков» сделайте отметку о его составлении, кратко опишите нарушение, допущенное перевозчиком или грузополучателем, укажите размер штрафа (п. 88 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом). Отметку о составлении акта делает должностное лицо, уполномоченное на составление таких актов (п. 83 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом).

    Определите объявленную стоимость (ценность) груза и впишите ее в специально выделенную в разд. 3 строку. По нашему мнению, вопрос о том, нужно ли при этом учитывать НДС, необходимо решать в каждом конкретном случае исходя из того, повлечет ли неполучение этих сумм реальный ущерб (п. 14 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом).

    • фамилию, имя, отчество (при наличии), ИНН, адрес места жительства, номер телефона — если перевозчиком является ИП;
    • наименование, адрес места нахождения, ИНН, номер телефона — если перевозчиком является организация;
    • фамилию, имя, отчество (при наличии), ИНН водителя (водителей) и данные о средствах связи с ним (при наличии).
    • фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку, дату и время убытия;
    • состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования;
    • массу груза. Определять ее нужно тем же способом, что и при сдаче груза перевозчику (ч. 7 ст. 15 Устава автомобильного транспорта);
    • количество грузовых мест.

    Массу, состояние груза, количество грузовых мест можно не проверять, если груз доставлен в исправных крытых транспортных средствах (контейнерах) и имеются исправные пломбы грузоотправителей (ч. 8 ст. 15 Устава автомобильного транспорта). Есть случаи, когда проверки при выдаче груза обязательны (ч. 9, 10 ст. 15 Устава автомобильного транспорта).

    После осуществления доставки товара получателю, водитель отдает ему второй экземпляр ТТН. Грузополучатель заверяет своими подписями третий и четвертый экземпляры 1-Т и передает их водителю. Эти бумаги сдаются в бухгалтерию компании, которая осуществила грузоперевозку.

    Процедура оформления ТТН — важный процесс формирования этого документа, требующий определенных знаний. Составляя эту бумагу, водитель доказывает факт перевоза груза. К тому же, благодаря наличию 1-Т, становится проще вести учетную деятельность доставки товара, как поставщику, так и покупателю.

    Обращаем внимание, что для заказчика перевозки ТН является документальным подтверждением расходов на перевозку. Налоговые органы признают расходы на перевозку документально подтвержденными только при наличии транспортной накладной. Судебная практика спорная и сложилась до утверждения новой формы накладной.

    Другой случай, покупателем товара является компания, находящаяся в одном городе, а ее склад может располагаться в другом городе. В таком случае, грузополучателем будет не покупатель товара, а организация, распоряжающаяся складом, с которой у покупателя существует договор хранения груза.

    • Копия договора с грузоотправителем.
    • Путевой лист.
    • ТТН на перевозку товара.
    • Свидетельство ДОПОГ на транспортное средство.
    • Удостоверение о разрешении к перевозке опасных грузов.
    • Инструкцию по перевозке товара и порядке действий в случае, если возникла нештатная ситуация.
    • Согласованный маршрут.
    • Информационный листок, содержащий перечень телефонов, по которым можно оповестить о возникновении ЧП.

    Правила заполнения ТТН: как правильно заполнять товарно-транспортную накладную — порядок и инструкция оформления, образец подписей

    Выше упоминалось понятие ТОРГ-12. Это форма Т-накладной (а именно «товарная»). Она стандартизирована на государственном уровне. Здесь также присутствуют столбцы и строчки со значением, которые следует заполнить. Предоставляется частная информация об участниках и используется общероссийская кодировка.

    Последующий шаг — прописывание обобщенной суммы по всем категориям и номеров товара по складской системе. Затем прописью и в цифровом выражении пишут массу груза, указывают приложения (с количеством листов) и ниже словами полную и окончательную цену отпущенного складского имущества.

    Первоначальный оформитель может меняться. Это отправляющая, получающая сторона либо третье лицо. Последнее возможно за счет заключения договора с транспортировщиком. Но более частая ситуация — это оформление непосредственным отправителем груза. Ему разрешено заказывать транспортирование сторонним исполнителем или задействовать своего водителя.

    Все действующие лица, участвующие в выдаче со склада, погрузке, отгрузке, доставке и принятии ТМЦ. Они материально ответственны перед своим руководством или заказчиком. И имеют задокументированы полномочия на то, чтобы ставить подписи в учетной документации. При отсутствии таковых бумага может быть признана недействительной. Но это произойдет при проведении судебных разбирательств. В ином случае ошибка останется незамеченной.

    С начала 11 года (Федеральный закон 402) формат такой учетной «первички» утверждается экономическим субъектом. Однако, в нем должны присутствовать все необходимые реквизиты (расписанные в том же ФЗ). Поэтому теперь унифицированные общероссийские формы можно и не применять, а разрабатывать свои с требующимися пунктами. Но для избежания ошибок хороша и готовая основа для заполнения. Главное, что работает единое для всех ситуаций правило: составлять накладную надо при свершении факта хозяйственной жизни, а если это невозможно — непосредственно по его окончании. В целом понимать структурное расположение блоков нужно всем фигурантам. Надо учесть также, как правильно заполнять и подписывать ТТН водителю.

    Транспортная накладная в 2023 году выглядит несколько иначе в результате обновления согласно правительственному постановлению от 12.12. 2023 г. № 1529, а именно изменениям подверглись 13 и 15 разделы. В новой редакции Правила перевозки автотранспортом регулируют транспортировку грузов тяжеловесными или крупногабаритными транспортными средствами, тогда как до внесения правок речь шла о перемещении тяжеловесных или крупногабаритных грузов, этими обновлениями обусловлено редактирование и образца накладной.

    : Если покупатель сам забирает товар, то составлять ТТН действительно не нужно. Как уже было сказано выше, ТТН нужна, только если к доставке привлекается перевозчик. Для подтверждения передачи товара вам достаточно накладной которую вы выставляете своим покупателям. Чтобы не было проблем с оформлением документов, лучше заранее обговорите со своим покупателем условия доставки и порядок оформления первичных документов и пропишите их в договоре.

    Наш поставщик поставляет нам товары из другого города. Вместо привычных и ТТН стали привозить «гибрид» накладной, то есть добавили в некоторые реквизиты из Можно ли на основании такого «гибрида» учитывать расходы на приобретение товара? Возможны ли претензии со стороны налоговиков к вычету НДС по товару?

    : Чтобы принять входной НДС к вычету, товары должны быть приняты на уче т п. 1 ст. 172 НК РФ . Поэтому нужны первичные документы, подтверждающие расходы на покупку товаров. НК не уточняет, какие именно это документы. Сами контролирующие органы высказали мнение, что это может быть или товарно-транспортная накладная (форма или товарная накладная (форма

    Мы своего склада не имеем. Отгрузка товара идет со склада нашего поставщика, который доставляет груз сразу нашему покупателю. Поставщик (он же грузоотправитель) выписывает ТТН и заполняет все графы, в том числе и товарный раздел со своими продажными ценами. При получении груза наш покупатель расписывается в ТТН и получает ее экземпляр. Мы не хотим, чтобы наш покупатель знал нашего поставщика и его цены. Есть ли возможность решить эту проблему?

    Кстати, товарная накладная (ТОРГ-12) оформляется каждый раз, когда доставка груза подтверждается транспортной накладной. Единственное, накладная ТОРГ-12 не обязательно должна сопровождать груз: поставщик может переслать ее покупателю через интернет (или почтой) или передать непосредственно водителем.

    Что касается поставщика, осуществляющего доставку товара покупателю собственными силами, то все зависит от того, на каких именно условиях проходит доставка. Если по договору покупатель обязуется возместить транспортные расходы, то в таком случае поставщик выступает в роли перевозчика, а значит, оформление товарно-транспортной накладной (или просто транспортной) действительно необходимо. Для поставщика этот документ станет основанием для возмещения транспортных расходов. В то время как в соответствии с товарной накладной (ТОРГ-12) он сможет списать, а покупатель — оприходовать товар.

    Кроме того, транспортная накладная не требует детального перечисления того, из чего складывается стоимость перевозки (тариф за тонну, за тонно-километр, разбивка пройденного расстояния в зависимости от категории дорог, время простоя под погрузкой и разгрузкой, доплата за срочность и пр.), как это делается при оформлении товарно-транспортной накладной. В транспортной накладной выставляется конечная стоимость услуги, однако вместе с тем прозрачны дополнительные расходы перевозчика: отдельно указываются траты на получение разрешения (для опасных, крупногабаритных и(или) тяжеловесных грузов), на оплату проезда по платным автомобильным дорогам , на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, промывку и дезинфекцию транспортного средства. Плюс, включены графы, специально предназначенные для фиксирования нарушений со стороны грузоотправителя, грузополучателя или перевозчика и установления размера штрафных санкций.

    И хотя товарно-транспортная накладная шире по содержанию (в нее входят два раздела — товарный и транспортный), ее товарный раздел предназначен для бухгалтерского учета (списание и оприходование груза) и, по сути, к самому процессу транспортировки не относится. В этом смысле больше важен транспортный раздел, а в нем, в принципе, отражаются все те же необходимые сведения о перевозке груза и оказанных транспортных услугах, что и в отдельной транспортной накладной.

    Так как транспортная накладная регулирует только процесс грузоперевозки и порядок ее выполнения, она не требует таких сведений, как стоимость доставляемого товара. Единственное, в 5-й графе среди указаний грузоотправителя может быть отмечена объявленная стоимость груза. Делается это чаще всего тогда, когда груз является особо ценным, и для того, чтобы в случае его порчи, потери и пр. по вине перевозчика рассчитать причитающуюся с него сумму ущерба.

    Организация заключила договора поставки продукции — с поставщиком и с заказчиком

    С учетом норм ст. 458 ГК РФ в случае получения покупателем товара в месте нахождения поставщика (на условиях самовывоза) за организацию перевозки отвечает сам покупатель, а не поставщик, если иное предусмотрено условиями заключенного договора, то есть грузоотправителем является покупатель.

    Следует учитывать, что в настоящее время обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012), а формы первичных учетных документов, применяемых организацией (за исключением организаций государственного сектора), должен определять руководитель организации (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ). При этом организация может продолжать применять унифицированные формы, при необходимости изменив их с учетом требований ст. 9 Закона N 402-ФЗ, закрепив это в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм.

    Таким образом, в строке «Грузоотправитель» ТНН указываются данные владельца груза либо лица, действующего от его имени. Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Соответственно, в рассматриваемой строке должен быть указан юридический адрес грузоотправителя.

    При этом суды указывают, что НК РФ не содержит требования об обязательном заполнении всех граф унифицированных форм бухгалтерских документов и отдельные нарушения не могут служить основанием для отказа в принятии к учету таких документов, поскольку они не свидетельствуют об отсутствии затрат, а выявленные недостатки в оформлении первичных документов контрагентами не препятствуют установлению факта осуществления расходов, не отменяют их документального подтверждения и производственной направленности (постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.11.2009 N А13-3235/2006, от 18.02.2009 N А13-10133/2007, ФАС Поволжского округа от 21.05.2009 N А55-16309/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 26.11.2008 N А82-14889/2007-28, ФАС Центрального округа от 30.10.2008 N А35-4506/07-С15, ФАС Западно-Сибирского округа от 15.10.2008 N Ф04-6208/2008(13449-А45-15), Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2009 N 09АП-9223/2009). При этом заметим, что приведенные последние решения арбитражных судов относятся к периоду, когда применение унифицированных форм бухгалтерских документов являлось обязательным.

    В связи с этим, по нашему мнению, в рассматриваемом случае организации необходимо самостоятельно составить ТТН, в которой она будет выступать в роли грузоотправителя, а заказчик — в роли грузополучателя. В строке «Пункт погрузки» следует указывать адрес склада (т.е. производственной площадки поставщика в Вологодской области), с которого фактически происходит отгрузка продукции.

    Товарно-транспортная накладная (ТТН)

    Товарно-транспортная накладная (ТТН) используется при перевозке грузов товарного типа. Грузоотправитель предоставляет грузоперевозчику товарно-транспортную накладную (ТТН) на перевозимый груз. По товарно-транспортной накладной (ТТН) происходит списание груза грузоотправителем и оприходование грузополучателем после доставки.

    От особенности перевозимого груза, к товарно-транспортной накладной (ТТН) добавляются прочие документы, которые идут вместе с грузом к грузополучателю. В таких случаях грузоотправитель предоставляет документы устанавливающие качество груза, различные сертификаты и счета-фактуры и т.п, в свою очередь водитель перевозящий груз обязан передать данный документы грузополучателю, однако у грузополучателя нет права требовать сдачи груза по этим документам.

    1. Вписать дату выписки ТТН в товарно-транспортную накладную.
    2. Указать свои реквизиты, грузополучателя и плательщика.
    3. Указать адреса пунктов погрузки и выгрузки груза, в соответствующих полях.
    4. Записать в ТТН (раздел «Сведения о грузе») информацию о перевозимом грузе (коды, цену, единицы измерения и прочее). В разделе «Всего отпущено на сумму» указывается полная стоимость ТМЦ. Раздел «Отпуск разрешил», вписывается ответственное за отгрузку ТМЦ лицо, заверяется готовность отправки груза его подписью.
    1. Заполняются поля «Маршрут N», «Прицепы» и «Гаражные номера», указывают вид перевозки, код и класс груза.
    2. В разделы «Прочие сведения», Расчет стоимости» и «Таксировка» записываются: расстояние перевозки груза, код экспедирования, сумма грузоперевозки, зарплата водителю по данной товарно-транспортной накладной.

    Если же доставленный груз не соответствует товару указанному в договоре по качеству либо наличию, составляется акт, являющийся юридическим документов для направления претензии грузоотправителю. Во всех сопроводительных документах так же делается отметка о составлении акта.

    В настоящее время обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании федеральных законов, отличных от Закона N 402-ФЗ (информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012).
    Как следует из п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Закон N 259-ФЗ), п. 6 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом (далее — Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной (далее — ТН), форма которой утверждена в качестве Приложения N 4 к Правилам (дополнительно смотрите также письма Минфина России от 06.09.2023 N 03-03-06/1/52112, от 06.11.2014 N 03-03-06/1/55918, от 30.04.2013 N 03-03-06/1/15213, от 23.04.2013 N 03-03-06/1/14014, от 28.01.2013 N 03-03-06/1/36).
    Поскольку форма ТН утверждена в силу требований гражданского законодательства, она является обязательной к применению независимо от факта оформления каких-либо иных документов, в частности ТТН.
    ТН, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем (ч. 1 ст. 8 Устава, п. 6 Правил). В соответствии с п. 9 Правил ТН, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3 экземплярах (оригиналах), соответственно, для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. ТН подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами.
    На основании ст. 2 Устава грузоотправителем является физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в ТН, а грузополучатель — это физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза.
    Поскольку в рассматриваемой ситуации транзитный поставщик для доставки товара покупателю заключает договор перевозки груза с транспортной компанией, то у него (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) возникает необходимость оформления ТН, один из экземпляров которой подлежит передаче грузополучателю (п. 9 Правил), которым, как мы поняли, в данном случае выступает организация-покупатель (ст. 2 Закона N 259-ФЗ).
    В разделе 7 ТН «Сдача груза» отражается в том числе информация об адресе места выгрузки и проставляется подпись грузополучателя (уполномоченного лица). Учитывая, что Ваша организация в данной ситуации является грузополучателем, то в разделе 7 ТН необходимо проставить подпись должностного лица Вашей организации.

    Учитывая изложенное, а также Рекомендации по заполнению отдельных реквизитов УПД, приведенные в Приложении 3 к Письму N ММВ-20-3/96@, в рассматриваемой ситуации в оформляемом транзитным поставщиком в адрес покупателя УПД указываются:
    — в качестве продавца — транзитный поставщик;
    — в качестве грузополучателя и покупателя — Ваша организация (покупатель);
    — в качестве грузоотправителя — первоначальный поставщик;
    — в строке 8 «Основание передачи (сдачи)/получения (приемки)» — реквизиты договора поставки между транзитным поставщиком и покупателем.
    УПД в строке 13 должен содержать должность лица, ответственного за правильное оформление сделки, операции со стороны продавца (транзитного поставщика), его подпись с указанием фамилии и инициалов.
    Реквизиты строки 10 «Товар (груз) передал» транзитным поставщиком не заполняются. По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации ставить подпись в данной строке не обязательно, так как, несмотря на то, что организация является поставщиком товара, груз проходит через нее транзитом и фактически отгрузку товара осуществляет первоначальный поставщик, с которым у покупателя нет никаких договорных отношений. Полагаем, что в данной строке можно написать: «Транзит» — или поставить прочерк.
    В строке 18 указываются должность лица, ответственного за правильное оформление сделки, операции со стороны покупателя, его подпись с указанием фамилии и инициалов. В строке 15 покупателем (грузополучателем) указывается должность лица, получившего груз, его подпись с указанием фамилии и инициалов.
    Обращаем Ваше внимание на то, что при осуществлении транзитной торговли первичный учетный документ (УПД или товарная накладная ТОРГ-12), оформляемый транзитным поставщиком в адрес покупателя, будет выполнять лишь функцию подтверждения сторонами исполнения обязательства по поставке товара и функцию расчетного документа, служащего основанием для оплаты. Подтверждением реального перемещения товара и доказательствами реальности осуществленных хозяйственных операций являются транспортные документы (постановления ФАС Центрального округа от 22.11.2012 N Ф10-3336/11 по делу N А54-5660/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.01.2011 по делу N А74-1670/2010 (определением ВАС РФ от 13.05.2011 N ВАС-5763/11 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано)). В случае доставки груза автомобильным транспортом с привлечением стороннего перевозчика таким документом будет являться транспортная накладная (письма Минфина России от 02.09.2011 N 03-03-06/1/540, от 17.08.2011 N 03-03-06/1/500).

    Обоснование вывода:
    Согласно п. 1 ст. 509 ГК РФ поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.
    В рассматриваемой ситуации то обстоятельство, что отгрузка товаров осуществляется со склада первоначального поставщика, минуя склад Вашего поставщика (транзитный поставщик), позволяет отнести такой способ продажи товаров к транзитной торговле.
    Транзитная торговля — это способ продажи, при котором торговая организация поставляет покупателю товар не со своего склада, а непосредственно от поставщика либо от производителя товара. Операции, связанные с транзитной торговлей, являются двумя независимыми сделками. Поэтому при ее осуществлении торговая организация (транзитный поставщик) заключает два договора поставки: один — с поставщиком (первоначальный поставщик), у которого она приобретает товар, а другой — с покупателем, которому она поставляет товар. Товар фактически не поступает на склад транзитного поставщика, однако он по первому договору (с первоначальным поставщиком) приобретает право собственности на товар. Транзитные поставки не являются посредническими операциями, поскольку в договорах поставки каждая из сторон действует от своего имени и за свой счёт (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2023 N 08АП-942/15).

    В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Все формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Перечень обязательных реквизитов первичных учетных документов предусмотрен ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
    В 2013 году ФНС России выступила с инициативой о замене в целях налогообложения накладных и актов выполненных работ универсальным передаточным документом (далее — УПД), составляемым на основе формы счета-фактуры, дополненной необходимыми реквизитами. Начиная с 2013 года любой хозяйствующий субъект, не нарушая законодательство, может объединить информацию ранее обязательных для применения форм по передаче материальных ценностей (ТОРГ-12, М-15, ОС-1, товарный раздел ТТН) с дублирующими по большинству позиций реквизитами с информацией счетов-фактур, выписываемых в целях исполнения законодательства по налогам и сборам (письмо ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@ (далее — письмо N ММВ-20-3/96@)).
    Приложением N 2 к письму N ММВ-20-3/96@ предусмотрено, что заполнение всех реквизитов УПД, установленных в качестве обязательных для первичных документов ст. 9 Закона N 402-ФЗ и для счетов-фактур ст. 169 НК РФ, позволяет использовать его одновременно в целях исчисления налога на прибыль и расчетов с бюджетом по НДС. В этом случае УПД присваивается статус документа «1». При этом УПД могут оформляться, в частности, факты отгрузки товаров без транспортировки/с транспортировкой с передачей товара покупателю.
    Начало применения организациями УПД закрепляется учетной политикой или утверждается приказом руководителя (письмо УФНС России по Приморскому краю от 14.02.2014 N 10-17/03613@).
    Учитывая изложенное, в рассматриваемой ситуации транзитный поставщик вправе оформить реализацию товара покупателю УПД, предусмотрев в данной форме все обязательные реквизиты в соответствии с частью 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ и объединив в нем информацию по передаче товаров (товарной накладной) с информацией счета-фактуры в целях отражения суммы НДС.
    Данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции, в том числе о лицах, осуществивших операции по отправке, перевозке и приему груза, должны соответствовать фактическим обстоятельствам сделок (постановление Президиума ВАС РФ от 18.10.2005 N 4047/05). В постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 N 19АП-642/14 был сделан вывод о том, что указание реального грузоотправителя и грузополучателя в счетах-фактурах и товарных накладных является одним из основных сведений о движении товара от поставщика к покупателю, подтверждающего реальность такого движения. При этом продавец и грузоотправитель, как и покупатель и грузополучатель, могут не совпадать в силу договорных отношений между участниками хозяйственных операций.
    Первичный учетный документ должен содержать в том числе наименование должностей лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за правильность ее оформления, либо наименование должностей лиц, ответственных за правильность оформления свершившегося события, а также их подписи с указанием фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации данных лиц (п.п. 6, 7 ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Информация о должностях указанных лиц, их Ф.И.О. и подписи отражаются в УПД в строках 10, 13 — для продавца и в строках 15, 18 — для покупателя.
    При осуществлении транзитной торговли транзитный поставщик в оформляемом в адрес конечного покупателя первичном учетном документе указывает (смотрите, например, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2023 N 08АП-942/15, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 N 20АП-1526/13):
    — в качестве продавца (поставщика) — себя;
    — в качестве грузополучателя, покупателя и плательщика — конечного покупателя;
    — в качестве грузоотправителя — хозяйствующий субъект, со склада которого отгружается товар;
    — в строке «Основание» — реквизиты договора с конечным покупателем;
    — реквизиты строки «Отпуск груза произвел» не заполняются.
    Такое оформление первичных учетных документов напрямую связано с содержанием и условиями заключенных в рамках транзитной торговли договоров. При этом судьи указывают, что право подписи товарной накладной в соответствии с содержанием формы N ТОРГ-12 имеют грузоотправитель и грузополучатель. Транзитный поставщик не расписывается в накладных.
    Приложением N 3 к Письму N ММВ-20-3/96@ предусмотрено, что в УПД со статусом «1» строки (1)-(7) заполняются в соответствии с Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее — Правила заполнения счетов-фактур).
    В данном случае в качестве грузоотправителя в УПД следует указывать первоначального поставщика (пп. «е» п. 1 Правил заполнения, письма Минфина России от 10.08.2005 N 03-04-11/202, от 13.11.2008 N 03-07-09/38).

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    При осуществлении доставки груза с привлечением транспортной организации составляется ТН. Применение ТТН в настоящее время не является обязательным, но может быть предусмотрено условиями договора.
    ТН и ТТН (в случае ее применения) составляются грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза), которым в рассматриваемой ситуации в рамках договора перевозки груза является транзитный поставщик (т.к. транзитный поставщик заключает договор перевозки груза с транспортной компанией). Организации-грузополучателю должны передаваться по одному экземпляру ТН и ТТН.
    Транзитный поставщик вправе оформить реализацию товара покупателю УПД, предусмотрев в данной форме все обязательные реквизиты в соответствии с частью 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ и объединив в нем информацию по передаче товаров (товарной накладной) с информацией счета-фактуры в целях отражения суммы НДС.
    Организации-грузополучателю необходимо расписаться в получении груза и оформлении документа в УПД в строках 15 и 18, а также в разделе 7 ТН «Сдача груза» и строке «Груз получил грузополучатель» ТТН. В иных документах (товарной накладной по форме ТОРГ-12, УПД и др.), выставленных первоначальным поставщиком в адрес транзитного поставщика в рамках заключенного между ними договора поставки, покупатель (грузополучатель) расписываться не должен, так как у него отсутствуют договорные отношения с первоначальным поставщиком.

  • Adblock
    detector