Как проводятся проверки ФСС РФ

Какой-то официально утвержденной формы для оформления возражений нет, поэтому они составляются в свободной форме. В документе обязательно надо указать наименование, ИНН, КПП, адрес компании, регистрационный номер страхователя, время проведения ревизии, ее объект. И затем пояснить причины возражения, привести ссылки на нормативные акты.

С предъявленным решением страхователя должны ознакомить под роспись. После этого сотруднику вручают требование о представлении документов. Причем, если проверка совместная, то от каждого фонда должно быть свое требование. Но исполнять эти требования придется по отдельности, независимо одно от другого. То есть документы нужно будет подготовить в двух экземплярах.

Камеральная проверка ФСС проводится с целью проверить, правильно ли начислены и уплачены взносы на обязательное социальное страхование. В рамках камеральной проверки сотрудники фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчеты по форме 4 ФСС. То же самое и с «камералками» пенсионного фонда – проверка отчетности ПФР на предмет правильности начисления и уплаты вносов на пенсионное и обязательное медицинское страхование начинается с того дня, когда страхователь подал расчет по форме РСВ-1 ПФР. Срок камеральной проверки для фондов один – три месяца со дня подачи отчетности, и проходит она исключительно на территории фондов.

В ходе плановых выездных проверок сотрудники ФСС проверяют, правильно ли страхователи начислили и заплатили взносы на обязательное социальное страхование, пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также верно ли расходовали средства, выделенные из ФСС «на травматизм».

Один экземпляр решения в течение пяти рабочих дней после дня вынесения вручается проверяемому лицу под расписку (или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения). В случае направления документа по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления письма.

Территориальный орган может потребовать заверенные организацией копии документов, которые являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов и документы, подтверждают правильность исчисления и своевременность их уплаты (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ). Это, например, расчетно-платежные ведомости, листки нетрудоспособности, табели учета рабочего времени, гражданско-правовые договоры и т д. Представить эти документы нужно в течение 10 рабочих дней со дня вручения требования (ч. 5 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

В частности, проверяют правильность расчета и уплаты организацией взносов на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, взносов на страхование от несчастных случаев, больничных пособий и других обязательных социальных пособий и компенсаций (ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

В рамках выездной проверки территориальное отделение ФСС может проверить три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (ч. 9 ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ). Проверяемый период указывают в решении о проверке. Кроме того, в решении указывают, кто из сотрудников ФСС будет проводить проверку (ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

В течение двух месяцев с даты составления справки будет подготовлен акт выездной проверки. В случае несогласия с актом в течение 15 дней со дня его получения компания может представить письменные возражения в территориальный орган ПФР (ч. 5 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

Территориальные органы ФСС проводят как плановые (совместно с ПФР), так и внеплановые выездные проверки. Внеплановые проверки инициируются, если, например, организация ликвидируется либо реорганизуется или поступила жалоба сотрудника на отказ в выплате пособия или на неправильное определение размера пособия (ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

  1. Несоответствие информации, имеющейся в распоряжении фонда, сведениям, показываемым предприятием.
  2. Выявлены явные ошибки в расчетах работодателя.
  3. Один или несколько оплаченных страховых случаев вызывают подозрения относительно подлинности документации.
  • учетных регистрах;
  • расчетах по взносам;
  • книге учета доходов и расходов;
  • главной книге и журналах операций;
  • кассовых и банковских бланках;
  • актах выполненных работ или оказанных услуг;
  • авансовых отчетах;
  • кадровой документации.

Для выездных проверок характерно строгое соблюдение утвержденного плана мониторинга деятельности страхователей. Проверочные мероприятия осуществляются непосредственно на территории работодателя. В исключительных случаях при невозможности проверяемым предприятием обеспечить сотрудников исполнительных органов ФСС помещением на время их работы над документацией, проверка может быть проведена на базе фонда с условием подвоза всей необходимой документации.

Если дополнительный набор документов не смог убедить проверяющего, фиксируется правонарушение. На основании выявленных фактов составляется акт. Если в документации страхователя ошибок и недочетов не было обнаружено, необходимости составлять акт не возникает. На проверку отводится 3 месяца.

Возражения по содержанию акта работодатель вправе предъявить на протяжении 15 рабочих дней от даты фактического получения им документа. Изложение претензий к положениям, отраженным в акте, должно быть в письменной форме. Обязательно к пояснениям должны быть приложены документы или их копии, которые являются неоспоримыми аргументами в доказательстве правоты страхователя.

Как проходят проверки ФСС

  1. Надзор назначается и осуществляется по адресу нахождения исполнительных структур ФСС. Для проведения исследования берется документация, представленная фирмой.
  2. В разрешенный срок для проведения контроля компетентным лицам не требуется получение какого-либо дополнительного распоряжения руководства фонда. Достаточно наличия самой отчетности.
  3. При обнаружении в представленных бумагах каких-либо неточностей и несоответствий с имеющимися данными, государственное учреждение уведомляет об этом организацию. При этом фирме дается 5-дневный срок для устранения неточностей и даче разъяснений по обнаруженному факту.
  4. Предприятие может не согласиться со сделанными выводами и обосновать свои тезисы, представив письменные доказательства правильности своих расчетов.
  5. Ревизоры обязаны исследовать полученные сведения. Если правота компании подтвердится, то вопрос снимается. Если же по итогам рассмотрения всех обстоятельств дела сотрудники обнаруживают факт нарушения законодательства, то составляется акт камеральной проверки.

Так, в августе 2023 года Верховный суд РФ оставил в силе решение Арбитражного суда Алтайского края по иску АО «Барнаульская ТЭЦ» у ГУ Алтайское отделение ФСС. Решение было обосновано тем, что при вынесении решения по камеральной проверке были использованы нормы утратившего силу законодательства.

  • составляется в течение 10 суток после окончания камерального надзора. Форма указана в вышеприведенном Приложении;
  • пишется или печатается на бумаге на русском языке;
  • нельзя оставлять исправления, ошибки, поправки. Если подчистки все-таки остаются, то нужно заверить их подписями уполномоченных лиц.
  • в вводной рубрике бумаги нужно указать общую информацию о контроле, а также № и дата документа, Ф.И.О. и данные проверяющих лиц, указание на структуру, контролирующую перечисление взносов, название и данные предприятия, регистрационный номер, ИНН, код постановки на учет в ФНС, адрес организации, срок ревизии, список полученных и подвергнутых контролю документов;
  • в основном компоненте указывается информация по обнаруженным недоимкам и фактам несоблюдения норм законов о страховых выплатах;
  • резюмирующая рубрика содержит информацию по заключениям уполномоченных лиц о санкциях, которые следует наложить на компанию за допущенные нарушения, а также о суммах взносов, подлежащих перечислению, включая суммы недоимок и штрафов. Кроме того, сюда могут быть внесены рекомендации для устранения ошибок и привлечения к той или иной ответственности виновных лиц;
  • также содержится ссылка на полномочия организации о даче письменных возражений не позднее 15 суток с момента получения предписания;
  • бумага подписывается всеми компетентными лицами, а также представителями фирмы (если контроль осуществлялся в их присутствии);
  • распечатывается в 2 экземплярах, по одному для каждой из сторон: контролирующим органам и проверяемому предприятию;
  • приложения также заверяются подписью уполномоченных лиц;
  • акт под роспись отдается предприятию не позднее 5 суток с момента подписания должностными лицами. Документ можно отправить заказным письмом либо через интернет.

В случае, если возражения были проигнорированы служащими, в компанию направляются требования по уплате недоимок. В этом случае следует немедленно подать жалобу в вышестоящее отделение проверяющего учреждения. Также следует готовить материалы для обжалования итогов камеральной проверки в суде.

• приказом Минздравсоцразвития России от 30.01.2008 № 43н «Об утверждении Правил финансировании в 2008 году и в плановый период 2009—2010 годов предупре­дительных мер по сокращению производственного трав­матизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственны­ми факторами»;

При подтверждении расходов представ­ляются документы о результатах повторных измерений запыленности и загазованнос­ти воздуха на рабочих местах, проведенных аккредитованным органом (организацией). В случае поэтапного проведения названных работ результаты повторных измерений пред­ставляют в фонд на заключительном этапе.

Интернет-конференция, которую организовала редакция газеты «ЭЖ», вызвала большой интерес у читателей. На вопросы, присланные на сайт газеты, отвечала начальник отдела координации и совершенствования контрольно-ревизионной работы в исполнительных органах ФСС России Людмила Ивановна КУЛИКОВА. Наиболее интересные темы — в данной публикации.

Если вы будете финансировать работы по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (подп. «г» п. 2 Правил), нужно собрать ко­пии документов, оформленных по итогам аттестации, и документов, подтверждающих проведение работ с целью минимизации уровней запыленности и загазованности, а также оснащение организации необходи­мым оборудованием.

■ Страхователь — физическое лицо не поз­днее десяти дней с даты заключения тру­дового договора с первым из нанимаемых работников обязан зарегистрироваться в исполнительных органах страховщика. Ос­нование — ст. 6 Федерального закона от 24.07.98 №125-ФЗ «Об обязательном со­циальном страховании от несчастных слу­чаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ). За нарушение срока регистрации в качестве страхователя — штраф в размере 5 тыс. руб. (абз. 2 п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ).

Прямые выплаты пособий: как ФСС будет проверять и за что штрафовать страхователей с 2023 года

1. В рамках Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ). Согласно нормам этого закона, инспекторы контролируют правильность начисления взносов «на травматизм». А также произведенные страхователем расходы (больничные в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием, оплату путевок и проч.).

С начала 2023 года все без исключения субъекты РФ перешли на систему прямых выплат. Работодатели по-прежнему платят взносы «на больничные» и «на травматизм». Но большинство пособий, в том числе больничные (кроме оплаты первых трех дней болезни), фонд теперь перечисляет сам. Деньги поступают напрямую от ФСС к застрахованному лицу. Что касается страхователя, то он передает в фонд сведения, необходимые для начисления и выплаты пособий.

Данные новшества отразятся на проверках. Согласно комментируемым поправкам, с января 2023 года инспекторы ФСС будут, в числе прочего, анализировать сведения, полученные от работодателей. Если окажется, что сведения недостоверны, и это повлекло переплату пособия, компанию или ИП обяжут возместить фонду излишне перечисленную сумму. В случае, когда переплата произошла по вине самого застрахованного лица, представившего неверные сведения, то именно он должен будет возместить излишние расходы фонда (новый подп. 12 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ, новый подп. 9.1 п. 1 ст. 18 Закона № 125-ФЗ).

Каким способом ФСС может передать работодателю (или застрахованному лицу) решение о возмещении излишне понесенных расходов и требование о возмещении? Есть три варианта. Вручить лично под роспись, переслать по почте заказным письмом, либо направить в электронной форме по интернету. Если документ отправлен почтой, он считается полученным по истечении 6-ти рабочих дней с даты отправления.

Сейчас по итогам проверок (камеральных и выездных) ФСС может принять решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения. С января 2023 года инспекторы смогут также выносить следующие виды решений (новая редакция ч. 4 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ):

ФСС разъяснил, как; отбирает работодателей для; выездных проверок по; взносам на; травматизм

О чем речь. ФСС может устроить выездную документальную проверку и проконтролировать, правильно ли работодатель считает взносы на травматизм за сотрудников и своевременно ли уплачивает. Ранее ФСС не объяснял, как выбирает работодателей для выездных проверок.

  1. Средняя заработная плата у работодателя ниже, чем у других в той же сфере.
  2. Во время камеральной проверки работодатель не предоставил документы по запросу или не смог объяснить несоответствия в расчете 4-ФСС.
  3. Работодатель неоднократно предоставлял уточненные расчеты 4-ФСС с отклонениями в суммах на 10% и больше.
  4. Работодатель неоднократно менял местонахождение и то снимался с учета, то становился на учет в разных отделениях ФСС.
  5. Работодатель изменил тариф взносов без изменения основного кода ОКВЭД.
  6. Сумма выплат работникам по взносам на травматизм меньше, чем сумма выплат им же по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
  7. В компании работают инвалиды, и работодатель начисляет на их выплаты взносы в размере 60% от стандартного тарифа.
  8. Компания или ИП запрашивает у ФСС финансирование на мероприятия по борьбе с травматизмом в сумме больше, чем 50% начисленных взносов.

Что это значит для бизнеса. Теперь работодатели могут проверить свой бизнес по критериям, которые озвучил ФСС, и исправить ошибки, чтобы избежать выездной проверки. Рекомендуем проверить отчеты по формам РСВ и 4-ФСС за сотрудников и свериться с официальными формулами расчета.

Выездные проверки ПФР и ФСС

Право проводить выездные проверки контролеры получили только в 2011 году. В 2010 были только камеральные, т.к. согласно ч. 9 ст. 35 Закона N 212-ФЗ проверка может охватывать только последние 3 года, и проверять, можно сказать, было нечего. Выездные проверки бывают плановые и внеплановые.

Камеральные проверки осуществляются по итогам сдачи отчетности. Это стандартная процедура, в ходе которой контролеры проверяют правильность составления отчетности и уплату страховых взносов. Личного присутствия плательщика и тонн документов, как правило, не требуется. Наибольший интерес для предпринимателей представляют выездные проверки, потому что в этом случае с представителями Фондов придется общаться лично, проверять будут больше и готовиться нужно основательнее.

Обычно выездная проверка проходит на территории предприятия. Если нет возможности предоставить помещение — тогда по месту нахождения контролирующих органов.Проводить проверку могут только те инспекторы, которые указаны в решении, поэтому, прежде чем предоставить доступ сотрудникам фондов, сверьте реквизиты в решении с реквизитами удостоверений инспекторов.

Не пустить их на территорию предприятия, если все документы в порядке, вы не имеете права. Если не обеспечить доступ, контролеры составят акт воспрепятствования доступу должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов. И тогда по 212-ФЗ, инспекторы имеют право начислять штрафные санкции по аналогии.

Продолжительность выездной проверки не может быть больше двух месяцев (считается с даты решения до составления справки о проведенной проверке). Сотрудники фондов могут приостановить проверку для получения дополнительной информации; в общем случае срок приостановки не превышает шести месяцев.

Если страхователь считает, что проверяющие допустили в акте ошибки, не учли какие-то обстоятельства и так далее, он может подать на него возражение. На это у него есть 15 дней с даты получение акта. К возражению он может приложить подтверждающие документы.

Получив акт, следует тщательно с ним ознакомиться. Нужно проверить не только все расчеты, но и нормативные документы, на которые ссылаются проверяющие. В судебной практике есть случаи, когда при проведении проверки они опирались на отмененные нормы законодательства.

В акте должны быть указаны все выявленные нарушения и несоответствия, которые не были устранены либо пояснены​​. В итоговой части должна быть отражена информация о санкциях в отношении страхователя, а также может содержаться рекомендация по устранению нарушений. Акт подписывается представителями проверяемой организации (ИП) и теми лицами, кто проводил проверку. Страхователь может отказаться от подписи — в таком случае в акте нужно сделать отметку об этом.

  1. В документах страхователя проверяющие ищут несоответствие между сведениями, представиленными им в Фонд, и теми, которыми располагают в самом ФСС. А также ошибки в расчетах взносов.
  2. Если такие нарушения будут найдены, проверяющие сообщают об этом компании или предпринимателю.
  3. Страхователь должен представить пояснения в течение 5 дней, а при необходимости — исправить ошибки. Если страхователь считает, что на его стороне ошибок нет, он может представить бухгалтерские документы, которые это подтвердят.
  4. Далее пояснения рассматриваются проверяющими. В итоге должен быть сделан вывод о том, имеет ли место нарушение страхователем правил расчета и уплаты взносов.
  5. Если будет признано, что нарушение есть, либо если страхователь не представит пояснения, проверяющий составляет акт проверки.
  6. Если у ФСС нет претензий, то компания или ИП не ставится в известность о проведенном контрольном мероприятии. Акт проверки в таком случае не составляется.

Далее возражение будет рассмотрено на комиссии. Страхователь имеет право принять в этом участие, давать пояснения и представлять доказательства своей позиции. В итоге должно быть принято какое-то резюмирующий решение — в пользу страхователя либо ФСС. Если оно не устраивает, можно обратиться в суд.

При этом фактически к выполнению своих обязанностей по трудовому договору данная сотрудница не приступила. Более того, она и не могла приступить, поскольку на момент оформления трудовых отношений со страхователем она уже находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет и получала ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет, о чем страхователю на момент оформления трудовых отношений было известно.

Перечень документов, необходимых для выделения (возмещения) денежных средств ФСС, не является исчерпывающим. Вопрос о необходимости предоставления каких-либо иных документов решается отделением ФСС индивидуально в зависимости от конкретных обстоятельств, выявленных в ходе проверки. К примеру, ревизоры фонда при проведении контрольных мероприятий вправе запросить кадровые документы – штатное расписание, табели учета рабочего времени, положение об оплате труда (см. Постановление АС ВСО от 15.08.2023 № Ф02-3040/2023 по делу № А19-22555/2023, Определением ВС РФ от 10.09.2023 № 302-ЭС19-19011 оставлено в силе).

К примеру, в деле № А41-102304/2023, рассмотренном арбитрами АС МО в Постановлении от 15.08.2023 № Ф05-12740/2023, ревизоры ФСС отказали страхователю в возмещении расходов на выплату больничного по причине того, что он был выдан без осмотра пациента. А это является нарушением п. 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности[3].

Поэтому учреждения-страхователи, как и прежде, обязаны предъявлять для проверки в территориальные органы ФСС документы, связанные с расходами на выплату различных социальных пособий (п. 6 п. 2 ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ). Согласно ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ ревизоры фонда вправе:

По общему правилу выплату страхового обеспечения застрахованным лицам страхователи осуществляют в счет уплаты страховых взносов. То есть сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в ФСС, уменьшается на сумму расходов по выплате страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты в полном объеме, то страхователь обращается за необходимыми средствами в органы ФСС по месту своей регистрации (п. 1, 2 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ).

  • составляется в течение 10 суток после окончания камерального надзора. Форма указана в вышеприведенном Приложении;
  • пишется или печатается на бумаге на русском языке;
  • нельзя оставлять исправления, ошибки, поправки. Если подчистки все-таки остаются, то нужно заверить их подписями уполномоченных лиц.
  • в вводной рубрике бумаги нужно указать общую информацию о контроле, а также № и дата документа, Ф.И.О. и данные проверяющих лиц, указание на структуру, контролирующую перечисление взносов, название и данные предприятия, регистрационный номер, ИНН, код постановки на учет в ФНС, адрес организации, срок ревизии, список полученных и подвергнутых контролю документов;
  • в основном компоненте указывается информация по обнаруженным недоимкам и фактам несоблюдения норм законов о страховых выплатах;
  • резюмирующая рубрика содержит информацию по заключениям уполномоченных лиц о санкциях, которые следует наложить на компанию за допущенные нарушения, а также о суммах взносов, подлежащих перечислению, включая суммы недоимок и штрафов. Кроме того, сюда могут быть внесены рекомендации для устранения ошибок и привлечения к той или иной ответственности виновных лиц;
  • также содержится ссылка на полномочия организации о даче письменных возражений не позднее 15 суток с момента получения предписания;
  • бумага подписывается всеми компетентными лицами, а также представителями фирмы (если контроль осуществлялся в их присутствии);
  • распечатывается в 2 экземплярах, по одному для каждой из сторон: контролирующим органам и проверяемому предприятию;
  • приложения также заверяются подписью уполномоченных лиц;
  • акт под роспись отдается предприятию не позднее 5 суток с момента подписания должностными лицами. Документ можно отправить заказным письмом либо через интернет.
  1. Надзор назначается и осуществляется по адресу нахождения исполнительных структур ФСС. Для проведения исследования берется документация, представленная фирмой.
  2. В разрешенный срок для проведения контроля компетентным лицам не требуется получение какого-либо дополнительного распоряжения руководства фонда. Достаточно наличия самой отчетности.
  3. При обнаружении в представленных бумагах каких-либо неточностей и несоответствий с имеющимися данными, государственное учреждение уведомляет об этом организацию. При этом фирме дается 5-дневный срок для устранения неточностей и даче разъяснений по обнаруженному факту.
  4. Предприятие может не согласиться со сделанными выводами и обосновать свои тезисы, представив письменные доказательства правильности своих расчетов.
  5. Ревизоры обязаны исследовать полученные сведения. Если правота компании подтвердится, то вопрос снимается. Если же по итогам рассмотрения всех обстоятельств дела сотрудники обнаруживают факт нарушения законодательства, то составляется акт камеральной проверки.

Так, в августе 2023 года Верховный суд РФ оставил в силе решение Арбитражного суда Алтайского края по иску АО «Барнаульская ТЭЦ» у ГУ Алтайское отделение ФСС. Решение было обосновано тем, что при вынесении решения по камеральной проверке были использованы нормы утратившего силу законодательства.

В случае, если возражения были проигнорированы служащими, в компанию направляются требования по уплате недоимок. В этом случае следует немедленно подать жалобу в вышестоящее отделение проверяющего учреждения. Также следует готовить материалы для обжалования итогов камеральной проверки в суде.

ФСС разъяснил, как; отбирает работодателей для; выездных проверок по; взносам на; травматизм

О чем речь. ФСС может устроить выездную документальную проверку и проконтролировать, правильно ли работодатель считает взносы на травматизм за сотрудников и своевременно ли уплачивает. Ранее ФСС не объяснял, как выбирает работодателей для выездных проверок.

  1. Средняя заработная плата у работодателя ниже, чем у других в той же сфере.
  2. Во время камеральной проверки работодатель не предоставил документы по запросу или не смог объяснить несоответствия в расчете 4-ФСС.
  3. Работодатель неоднократно предоставлял уточненные расчеты 4-ФСС с отклонениями в суммах на 10% и больше.
  4. Работодатель неоднократно менял местонахождение и то снимался с учета, то становился на учет в разных отделениях ФСС.
  5. Работодатель изменил тариф взносов без изменения основного кода ОКВЭД.
  6. Сумма выплат работникам по взносам на травматизм меньше, чем сумма выплат им же по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
  7. В компании работают инвалиды, и работодатель начисляет на их выплаты взносы в размере 60% от стандартного тарифа.
  8. Компания или ИП запрашивает у ФСС финансирование на мероприятия по борьбе с травматизмом в сумме больше, чем 50% начисленных взносов.

Что это значит для бизнеса. Теперь работодатели могут проверить свой бизнес по критериям, которые озвучил ФСС, и исправить ошибки, чтобы избежать выездной проверки. Рекомендуем проверить отчеты по формам РСВ и 4-ФСС за сотрудников и свериться с официальными формулами расчета.

Как оформляются результаты проверок ПФР и ФСС РФ

В последний день выездной проверки страховых взносов руководитель проверяющей группы (Пенсионный фонд РФ, ФСС России) составляет справку о проведенной проверке (ч. 23 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 9.1 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р). Формы справок о проведенной проверке приведены в приложениях к Постановлению Правления ПФ РФ от 11.01.2023 N 1п, Приказу ФСС РФ от 11.01.2023 N 2 .

Если с выводами проверяющих, отраженными в акте, не согласны, то можете оформить свои письменные возражения и передать их в фонд, который проводил проверку (Пенсионный фонд РФ, ФСС России). Сделать это нужно в течение 15 рабочих дней с того дня, как получили акт. К возражениям можно приложить подтверждающие документы (их заверенные копии). Например, копии платежных поручений. Это следует из положений части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если сотрудники фонда составили справку, то проверку можно считать законченной. При этом представители внебюджетных фондов уже не вправе находиться на территории организации, истребовать документы и проводить какие-либо контрольные мероприятия (ч. 14 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, абз. 3 п. 6.1 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р).

На основе всех имеющихся материалов проверки (акта камеральной проверки, письменных возражений организации на акт, документов, истребованных у организации или ее контрагентов) сотрудники фонда принимают окончательное решение и оформляют его. На это им отведено 10 рабочих дней. В некоторых случаях 10-дневный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Решение подписывает руководитель отделения фонда (Пенсионного фонда РФ или ФСС России). Это следует из положений частей 1, 8 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Акт выездной проверки сотрудники фонда должны составить строго по установленным правилам. В этом они должны руководствоваться частью 2 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и соответствующими приложениями к Постановлению Правления ПФ РФ от 11.01.2023 N 1п, Приказу ФСС РФ от 11.01.2023 N 2.

Как уже отмечалось выше, выездная проверка может быть как плановой, так и внеплановой. Для проверки соблюдают ли плательщики взносов требования законодательства, ФСС составляет план на год. Причинами для плановых проверок становятся: запросы средств на выплату пособий, жалобы от работников, а также процессы ликвидации и реорганизации компании.

Проверка больничных листов сотрудниками ФСС осуществляется с особой тщательностью, так как они являются единственным подтверждением того, что работнику необходимо выплатить пособие. Проверяют листы как при камеральной, так и при выездной проверке. Что именно проверяет ФСС в больничных:

Помимо этого, проверяющий может запрашивать и иные документы. Первоначально документы запрашиваются в устной форме, а если сразу они предоставлены не будут, то направляется письменный запрос, исполнить который проверяемый обязан в 10-дневный срок. Если вдруг проверяемая компания в 10 дней не укладывается, она вправе попросить его продлить. Для этого в ФСС направляют письмо, в котором указывается просьба о продлении срока, а также обоснование его продления. В ответ ФСС направит решение, в котором срок может быть продлен, либо откажет в его продлении.

  • Соответствует ли бланк больничного Госстандарту и не является ли подделкой;
  • Наличие печати и подписи врача на больничном (они должны быть четкими и разборчивыми);
  • Правильность заполнения (как о работнике так и об организации все сведения должны быть четко заполненными). Если в больничном есть ошибки, то они должны быть заверены требуемым способом.

Основная цель всех проверочных мероприятий заключается в контроле за соблюдением компаниями норм законодательства РФ. Камеральная проверка проводится при получении каждого отчета от компании. Если по итогам «камералки» будут выявлены нарушения или вынесено решение, ФСС направит в адрес проверяемого акт проверки. Если «камералка» проходит успешно, то никаких актов компаниям не направляют.

Порядок проверки ФСС и обжалование результатов

Выездная проверка проводится на территории страхователя на основании решения руководителя территориального органа. В исключительных случаях, если страхователь не сможет предоставить помещение для проведения проверки, тогда она может проводиться по месту нахождения ФСС.

Плановые проверки так называются, потому что они должны проводиться в соответствии с планом-графиком проверок, т.е. планироваться заранее. План-график должен быть утвержден приказом руководителя территориального органа фонда. При этом такие мероприятия должны проводиться не чаща 1 раза в год и не реже 1 раза в 3 года в отношении одного лица.

При обжаловании акта в суде необходимо подготовить и подать в суд заявление по правилам, установленным АПК РФ. Если заявление подается физлицами (не ИП), тогда оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции. В суд общей юрисдикции акт обжалуется по правилам КАС РФ. Срок для обжалования составляет 3 месяца.

  • если при разборе будут выявлены нарушения, ошибки, неточности, то страхователю будет предоставлена возможность предоставить пояснения или внести исправления.
  • если после рассмотрения пояснений и документов, лицо, проводящее процедуру, установит факт совершения правонарушения, тогда должен быть составлен акт.

Таким образом, когда проверяющие запрашивают какие-либо документы, необходимо проверить, имеют ли эти документы отношение к конкретной ситуации. Если документы не относятся к предмету вылазки, соответственно необходимо ответить, что проверяющие запрашивают документы не в рамках.

Читайте также:  Временная регистрация химки 2023
Adblock
detector