Новое в строительном законодательстве в 2023 году

Горячие документы; Строительство

В разделе представлены новые законы РФ, указы Президента, постановления Правительства и другие нормативные документы, касающиеся важных сторон жизни государства и общества и затрагивающие большинство физических и юридических лиц. Новые документы поступают несколько раз в день (см. также все новые поступления документов). Цветом выделены наиболее важные документы.

  • подписаться на обзоры (в т.ч. рассылку «Горячие» документы») и другие материалы сайта
  • посмотреть список документов федерального законодательства, поступивших за текущий день в банк «Версия Проф»
  • посмотреть все новые поступления документов в информационные банки системы
  • посмотреть список измененных документов

С 1 сентября 2023 года число обязательных требований в строительстве сократится более чем наполовину

Излишние и дублирующие нормы не вошли в новый перечень национальных стандартов и сводов правил, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2023 года № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2023 г. № 985». Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru.

Как отмечал министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин, «в 2023 году знаковым событием для отрасли стало сокращение обязательных требований в строительстве на 30%. В этом году сокращение барьеров в строительной отрасли продолжается». Количество требований, предъявляемых к сооружениям на стадии проектирования и строительства, станет меньше ещё почти на 4 тыс.

Перечень сокращен в части требований, содержащих ссылки на документы добровольного применения, Роспотребнадзора и другие нормативные правовые акты, которые и так подлежат обязательному применению. В новом перечне также удалены нормы, применение которых носит рекомендательный характер. Кроме того, документ расширяет возможности применения новых материалов и конструкторских решений, исключая требования, ограничивающие их применение.

На оперативном совещании с вице-премьерами 31 мая Михаил Мишустин отметил, что по поручению президента Российской Федерации правительство продолжает работу по снижению регуляторной нагрузки в строительстве. «Такой подход позволяет значительно сократить сроки возведения зданий и других объектов, а значит, снизить их стоимость, при этом без ущерба для безопасности», — подчеркнул глава правительства.

Немаловажно, что актуализация списка проведена после анализа действующих нормативных технических документов и при активном участии представителей отрасли и экспертного сообщества. Ожидается, что новая версия стандартов поможет снять ограничения для инноваций в отрасли, сократить сроки и стоимость строительства. При этом сохраняются все необходимые требования к безопасности.

С 1 сентября 2023 г

В настоящее время Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК РФ) предусматривает право органов власти, правообладателей земельных участков и ряда иных лиц получить так называемые предварительные ТУ, и, соответственно, обязанность организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, такие ТУ предоставить[3]. Согласно ГрК данные «предварительные» ТУ должны включать в себя:

  • максимальную нагрузку;
  • сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; а также
  • срок действия ТУ.

Иную информацию данные ТУ могут не включать[4]. С момента выдачи таких ТУ организация, предоставившая ТУ, связана в течение года (при комплексном развитии территории – в течение трех лет) условиями ТУ о максимальной нагрузке, сроках подключения и сроке действия ТУ[5].

В настоящий момент полученные («предварительные») ТУ являются обязательными для организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, лишь в части сведений о максимальной нагрузке, сроках подключения и сроке действия ТУ. Это лишь часть информации, необходимой для подготовки проектной документации. При этом иные включенные в такие ТУ сведения (например, о возможной точке подключения), по сути, носят лишь справочный характер и, как правило, являются неточными. При дальнейшем заключении договоров о подключении такие иные сведения могут быть изменены организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей.

  • упразднение выдачи двух видов ТУ: (i) «предварительных»; и (ii) последующих («полноценных») при заключении договора на подключение. Теперь ТУ будут выдаваться один раз (в установленный ранее срок для выдачи «предварительных» ТУ)[6]. При заключении после выдачи ТУ договора о подключении выданные ТУ будут автоматически становиться неотъемлемой частью такого договора. Все условия, которые будут указаны в выданных ТУ, будут являться обязательными: организация, выдавшая ТУ, будет (в случае заключения с ней договора о подключении) связана всеми такими условиями[7];
  • пока не ясно, каким именно будет содержание выдаваемых в соответствии с новым порядком ТУ, но оно будет определяться уже не нормами ГрК РФ[8], а правилами подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, утверждаемыми Правительством РФ[9]. Следует отметить, что в настоящее время правила подключения (технологического присоединения) к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения устанавливают, что ТУ должны содержать лишь три параметра: информацию о максимальной нагрузке; сроках подключения; и сроке действия ТУ[10]. Скорее всего, требования к содержанию выдаваемых ТУ будут изменены Правительством РФ в пользу включения в ТУ большего количества параметров, иначе порядок выдачи ТУ на подключение к сетям тепло-, водоснабжения и водоотведения, по сути, останется прежним (то есть выдаваемые ТУ не будут включать в себя всю необходимую для проектирования информацию);
  • в настоящее время при неподаче заинтересованным лицом заявки на подключение в течение года (при комплексном развитии территории – в течение трех лет) с момента выдачи ТУ, выданные («предварительные») ТУ теряют силу. С 01.09.2023 данная норма ГрК РФ будет упразднена. Возможно, за этим последует упразднение аналогичных норм, содержащихся в правилах подключения (технологического присоединения), утвержденных Правительством РФ. В этом случае заявку на подключение можно будет подать до окончания срока действия ТУ. При этом срок действия ТУ с 01.09.2023 не изменится и будет составлять, как и ранее, не менее трех лет с момента выдачи ТУ (при комплексном развитии территории – не менее пяти лет с момента выдачи ТУ);
  • ТУ будут выдаваться, в том числе, по запросу лиц, с которыми заключен договор подряда на подготовку проектной документации (то есть, в том числе, по запросу проектировщиков)[11].
  • новые нормы ГрК о предоставлении ТУ не будут распространяться на сети электроснабжения[14]. Таким образом, новый порядок получения ТУ, вступающий в силу с 01.09.2023, будет распространяться на получение ТУ для целей подключения к сетям водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газовым сетям[15];
  • ТУ, выданные до дня вступления в силу нового порядка выдачи ТУ, сохраняют силу, а отношения, связанные с подключением объектов к сетям инженерно-технического обеспечения на основании таких ТУ, будут регулироваться положениями ГрК РФ в редакции, действовавшей до 01.09.2023[16].
Читайте также:  Как изменился устав снт 2023

Обзор изменений в законодательстве и нормотворческих инициатив в строительной отрасли за март 2023 года

Предлагается установить новые основания для изменения существенных условий цены контракта, которые позволят заказчику изменить цену контрактов, заключенных на срок не менее одного года, без необходимости заключения нового контракта. В частности, к таким основаниям добавлены случаи, когда в период исполнения контракта произошло существенное изменение стоимости одной и более позиций ценообразующих строительных ресурсов, приведшее к изменению общей стоимости выполнения работ более чем на 5%, и исполнение указанного контракта по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

Так, в частности, займ теперь может быть предоставлен также на уплату в отношении работников члена СРО НДФЛ и страховых взносов; уплату обеспечения заявки на участие в закупке работ в целях заключения договора подряда; приобретение электронных вычислительных машин и типовых программ для них, обеспечивающих формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства.

Положения методики применяются при определении сметной стоимости работ по подготовке проектной и (или) рабочей документации, содержащих материалы в форме информационной модели на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства на территории РФ, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме.

Сообщено, в частности, что согласно части 5.2 статьи 49 ГрК РФ, при проведении экспертизы проектной документации объекта капитального строительства осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в части 5 статьи 49 ГрК РФ и действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка (далее — ГПЗУ), на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет (в отношении линейного объекта — на дату утверждения проекта планировки территории (далее — ППТ)). В случае, если с даты выдачи ГПЗУ или даты утверждения ППТ прошло более полутора лет, при проведении экспертизы проектной документации осуществляется оценка ее соответствия требованиям, действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу, аналогичное правило действует при проведении экспертизы проектной документации линейного объекта, для строительства, реконструкции которого не требуется подготовка ППТ.

Формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства обеспечиваются в случае, если договор о подготовке проектной документации для строительства, реконструкции объекта капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, заключен после 1 января 2023 г., за исключением объектов капитального строительства, которые создаются в интересах обороны и безопасности государства.

б) пункт 2 части 2 дополнить словами «, а также полученных Фондом от участников долевого строительства в соответствии с частью 2.2-2 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

«8.1. Функции уполномоченного банка в сфере жилищного строительства, предусмотренные настоящей статьей, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя осуществляет уполномоченный банк, определенный решением Правительства Российской Федерации.»;

2) в пункте 11 части 2 статьи 3.1 слова «застройщика;» заменить словами «застройщика. Требования о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика не распространяются на застройщиков, осуществляющих привлечение денежных средств участников долевого строительства в соответствии со статьей 15.4 настоящего Федерального закона;»;

«10. Со дня принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства или вынесения определения о применении при банкротстве должника правил настоящего параграфа до момента истечения шести месяцев со дня принятия арбитражным судом указанного судебного акта, а при принятии Фондом решения о финансировании мероприятий, указанных в пункте 5 части 2 статьи 13.1 Федерального закона от 29 июля 2023 года N 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», до истечения срока, установленного пунктом 1 статьи 201.15-2-2 настоящего Федерального закона, или вынесения арбитражным судом определения, указанного в подпункте 2 пункта 12 статьи 201.15-2-2 настоящего Федерального закона, продажа земельного участка, расположенного на нем объекта (объектов) незавершенного строительства, в отношении которого привлекались средства участников строительства, неотделимых улучшений такого земельного участка, прав на проектную документацию, включающую в себя все внесенные в нее изменения, не осуществляется.»;

4) отсутствие обязательств застройщика перед гражданами — участниками строительства по договорам участия в долевом строительстве, заключенным в отношении соответствующего проблемного объекта, в случае, если в едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве и в отношении такого застройщика не введена процедура, применяемая в деле о банкротстве застройщика;

С 1 сентября 2023 года число обязательных требований в сфере строительства сократится более чем наполовину. Излишние и дублирующие нормы не вошли в новый перечень национальных стандартов и сводов правил, утверждённый Председателем Правительства Михаилом Мишустиным.

Актуализация списка проведена при активном участии представителей отрасли и экспертного сообщества. Ожидается, что новая версия стандартов поможет снять ограничения для инноваций в отрасли, сократить сроки и стоимость строительства при сохранении высокого уровня безопасности.

Изменение Градостроительного кодекса РФ с 1 января 2023 года

Нормами статьи 25 ГрК РФ в новой редакции установлено, что проект генерального плана подлежит согласованию в части определения функциональных зон, в которых планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района и (или) местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения муниципального района, в том числе в случае установления границ населенных пунктов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий.

  • документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
  • документы, подтверждающие передачу гарантирующим поставщикам электрической энергии в эксплуатацию приборов учета электрической энергии многоквартирных домов и помещений в многоквартирных домах, подписанные представителями гарантирующих поставщиков электрической энергии.

В случае если в границах особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения полностью расположен населенный пункт, проект правил землепользования и застройки, подготовленный применительно к территории такого населенного пункта, находящейся в границах указанной особо охраняемой природной территории, подлежит согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория. Предметом согласования является соответствие градостроительного регламента, устанавливаемого применительно к территории указанного населенного пункта, режиму особой охраны, предусмотренному законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях, и положением об особо охраняемой природной территории. Согласование осуществляется в порядке, установленном правительством РФ.

В силу новой редакции статьи 32 ГрК РФ к проекту правил землепользования и застройки, подготовленному применительно к территории населенного пункта, расположенного в границах особо охраняемой природной территории, следует обязательно приложить документ, подтверждающий согласование проекта правил землепользования и застройки с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ, в ведении которых находится данная особо охраняемая природная территория.

Читайте также:  Доплата родителям пенсионерам за студентов очников в 2023

Изменения в градостроительном законодательстве 2023: что нужно знать застройщикам

Проект генерального плана нужно согласовать в части определения функциональных зон, в которых планируется разместить объекты федерального, регионального и местного значения муниципального района и (или) местоположения линейных объектов федерального, регионального и местного значения муниципального района, в том числе в случае установления границ населенных пунктов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий.

  1. Нужно подтвердить, что объект капитального строительства соответствует техническим условиям. Соответствующие документы следует подписать у представителей организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии).
  2. Предоставить документы, подтверждающие передачу энергетикам приборов учета в квартирах и МКД.

В случае если в границах особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения полностью расположен населенный пункт, проект правил землепользования и застройки, подготовленный применительно к территории такого населенного пункта, находящейся в границах указанной особо охраняемой природной территории, подлежит согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория.

Федеральный закон № 505-ФЗ от 30.12.2023 скорректировал редакцию Градостроительного кодекса (ГрК РФ). Новые правила коснулись подготовки проектов правил землепользования и застройки, выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. Изменения в градостроительном законодательстве 2023 вступили в силу с 1 января.

Предметом согласования является соответствие градостроительного регламента, устанавливаемого применительно к территории указанного населенного пункта, режиму особой охраны, предусмотренному законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях, и положением об особо охраняемой природной территории. Согласование осуществляется в порядке, установленном правительством РФ.

Предлагаем простой и последовательный алгоритм действий:
1. Новые сметы составляем сразу в новой базе.
2. По уже составленным или находящимся в работе сметам выясняем, нужно ли переводить их в новую базу. Решение зависит от нескольких факторов, в том числе от источника финансирования, необходимости проверки на достоверность, условий, указанных в задании на проектирование (техническом задании) и т.д.
3. Если нужно переводить — знакомимся с изменениями только в тех сборниках, которые использовались при составлении этих смет, чем значительно экономим себе время.
4. Переводим сметы в новую базу и не забываем при этом, что с 1 июля нужно применять новые НР и СП.
5. При заключении новых договоров учитываем высокую вероятность дополнительной работы (а значит и дополнительной стоимости) – пересчета смет в другую базу.
Об этих изменениях и многих других подробно рассказывали на вебинаре «Важные новости ценообразования» 27 июля.
Смотрите запись вебинара.

Как известно, с 1 июля 2023 года вступили в силу одновременно два изменения и дополнения к СНБ в редакции 2023 года. В таблице ниже видно, сколько норм и расценок было добавлено или актуализировано за все время существования этой базы.

Таким образом, с 1 июля 2023 года сметную документацию по объектам, финансируемым из бюджетной и «околобюджетной» систем, нужно составлять с применением ГЭСН и ФЕР редакции 2023 года, включающими 7 изменений. И, очень вероятно, этими изменениями дело не ограничится. Что же делать сметчику при появлении очередной версии базы?

Главный вывод, который сделали – покой нам только снится! Реформа сметного ценообразования идет полным ходом, и изменения нарастают как снежный ком. Поэтому просто жизненно необходимым для сметчика становится навык своевременно и последовательно разбираться в руководящих документах.

Изучайте срочно новую Методику 421/пр, если вы еще не успели этого сделать. В неё уже внесены изменения. Таким образом, к сметам по старой МДС 35, которые все ещё в ходу, и к сметам по новой методике 421/пр, добавятся сметы по новым изменениям 258/пр. Как тут не запутаться и не растеряться!

Постановлением Правительства РФ от 30.11.2023 № 1969 определены особенности проведения плановых проверок в текущем году. Срок проведения документарных и выездных проверок не будет превышать 10 рабочих дней. В течение всего 2023 года плановые проверки разрешено проводить дистанционно с помощью средств аудио- и видеосвязи.

С 1 января 2023 года не действует мораторий, введённый ПП РФ № 424 в отношении ИПУ не прошедших поверку. Теперь прибор учёта, у которого истёк срок поверки, будет считаться неисправным, пока не пройдёт повторную поверку. Показания такого счётчика более приниматься не будут.

С 1 января 2023 года вступили в силу Правила обращения с ртутьсодержащими отходами, утверждённые постановлением Правительства РФ от 28.12.2023 № 2314. За сбор и хранение отработавших ртутьсодержащих осветительных приборов в многоквартирных домах до момента вывоза отвечают управляющие домами.

  • использовать подвальные и цокольные этажи для организации детского досуга (детские развивающие центры, развлекательные центры, залы для проведения торжественных мероприятий и праздников, спортивных мероприятий), если это не предусмотрено проектом (п. 8);
  • хранить и применять на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, отходы любых классов опасности и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы (пп. «а» п. 16);
  • использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов (пп. «б» п. 16);
  • размещать и эксплуатировать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные помещения, а также хранить горючие материалы (пп. «в» п. 16);
  • устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами, за исключением случаев, специально предусмотренных в нормативных правовых актах РФ и нормативных документах по пожарной безопасности (пп. «г» п. 16);
  • снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, тамбуров, тамбур-шлюзов и лестничных клеток, а также другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (пп. «д» п. 16);
  • проводить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода) (пп. «е» п. 16);
  • размещать мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, покрытие, а также демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир (пп. «ж» п. 16);
  • закрывать жалюзи, остеклять балконы (открытые переходы наружных воздушных зон), лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам (пп. «и» п. 16);
  • устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы (пп. «к» п. 16);
  • размещать на лестничных клетках, в поэтажных коридорах, а также на открытых переходах наружных воздушных зон незадымляемых лестничных клеток внешние блоки кондиционеров (пп. «м» п. 16);
  • устраивать производственные и складские помещения для применения и хранения пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, а также изменять их функциональное назначение в квартирах (п. 85).
Читайте также:  Образец заявления по 116

1 июля вступило в силу постановление Правительства РФ от 29.06.2023 № 950. Этим документом ответственность по установке, обслуживанию и ремонту счётчиков электроэнергии в многоквартирных домах закрепляется за энергосбытовыми организациями, в частных домах – за сетевыми компаниями.

Новое в строительном законодательстве в 2023 году

Федеральный закон от 01.07.2023 N 273-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Фонд вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, а также осуществлять, в том числе функции технического заказчика, включая проведение строительного контроля, в отношении многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, создавать коммерческие и некоммерческие организации для достижения целей создания Фонда;

Внесены поправки в Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которыми, в числе прочего:

Поправки также внесены в Земельный кодекс РФ, в федеральные законы от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 29.07.2023 N 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.

С апреля 2023 года на задолженность по оплате услуг ЖКХ не начислялась неустойка. Но с 1 января эта мера больше не будет действовать. Накопившиеся долги нужно погашать, а если задержаться с уплатой, сумма увеличится. Причем, судя по всему, начислять неустойку будут на весь накопившийся долг, а не на тот, что образовался в 2023 году.

С 2023 года при первом устройстве на работу бумажную трудовую книжку не заведут даже по желанию. Для таких работников сведения нужно вести в электронном виде. При необходимости выписку о трудовой деятельности можно будет взять у работодателя или на госуслугах.

Пока никто не знает, как сложится 2023 год, что будет с пандемией, вакциной, господдержкой и бизнесом. Но некоторые нововведения уже точно заработают: они коснутся пенсионеров, родителей, вкладчиков, предпринимателей, активистов, абитуриентов, работников, путешественников и владельцев жилья.

Теперь с дохода более 5 000 000 Р в год нужно платить налог по повышенной ставке — 15%. В составе лимита будут учитываться разные суммы доходов. Если общая налоговая база больше 5 млн, НДФЛ составит 650 000 Р плюс 15% от превышения. Было бы даже неплохо зарабатывать 430 000 Р в месяц и платить при этом на 267 Р больше — именно такой будет месячная переплата с учетом новой ставки.

Теперь водителям нужно иметь в автомобиле аптечку с обновленным составом. В ней должны быть две трехслойные маски, две пары перчаток, устройство для проведения искусственного дыхания, семь марлевых бинтов определенного размера, две упаковки стерильных салфеток, фиксирующий лейкопластырь в рулоне длиной не менее 5 м.

На заметку
До 01.03.2023 ответственность установлена за нарушение требований экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию или в процессе эксплуатации, консервации, ликвидации промышленных, научных или иных объектов .

На заметку
Объект = объект строительства – одно или несколько капитальных строений (зданий, сооружений), их части (включая изолированные помещения), инженерные и транспортные коммуникации, их части, иные объекты недвижимого имущества, строительство которых может включать очереди строительства, пусковые комплексы .

В ряде случаев снижены минимальные и максимальные размеры штрафов. Например, за проведение без соответствующего разрешения раскопок улиц, площадей, дворов, других земель общего пользования, отсутствие ограждений в местах проведения раскопок или ненадлежащее их содержание, а равно непринятие мер по приведению мест раскопок в порядок в установленные сроки установлен штраф в отношении ИП в размере от 10 до 25 БВ, в отношении юрлиц – от 20 до 50 БВ. До 01.03.2023 соответствующий штраф будет составлять в отношении ИП от 10 до 30 БВ; в отношении юрлиц – от 20 до 100 БВ .

– за строительство объекта без наличия проектной документации (далее – ПД), разработанной и утвержденной в установленном порядке, либо по ПД без наличия положительного заключения госэкспертизы, либо по ПД, не утвержденной в установленном порядке, если иное не установлено законодательными актами, либо с нарушением установленного порядка направления уведомления о производстве СМР;

Скорректирована норма, связанная с нарушением требований экологической безопасности. Административная ответственность установлена за нарушение требований экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, консервации, демонтаже, сносе или эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов .

Также в данном деле суд указал, что действия исполнителя коммунальной услуги по приостановлению или ограничению предоставления КУ должны быть соразмерны допущенному нарушению. Нельзя выходить за пределы действий, необходимых для пресечения такого нарушения, нарушать права и интересы других лиц, создавать угрозу жизни и здоровью окружающих.

В связи с введением в регионах режима повышенной готовности, запрета массовых мероприятий и необходимости соблюдения самоизоляции произошла отмена или перенос назначенных общих собраний собственников. Но появилась возможность проводить ОСС с использованием системы онлайн-голосования, которую собственники выбирают на собрании.

Долг у жителей дома накопился за содержание и текущий ремонт общедомового имущества. Приостановить можно было только ту коммунальную услугу, за которую образовалась задолженность. При этом услугу сначала необходимо было ограничить и только потом приостановить.

В подвалах многих МКД едва ли не с момента сдачи дома в эксплуатацию оборудованы кладовые, которые закреплены за конкретными собственниками. Если попросить их убрать оттуда все личные вещи, а затем демонтировать двери и полки, будет много недовольных. Если сомневаетесь, запрещать такое хранение у себя в доме или нет, посмотрите полную видеозапись второго дня конференции и ознакомьтесь с советами Елены Шерешовец.

Сергей Сергеев подготовил обзор судебной практики за 2023 год. Рассмотренные дела касались вопросов:

  • внесения изменений в реестр лицензий и управления домом,
  • использования и содержания приборов учёта,
  • ограничения и приостановки оказания коммунальных услуг,
  • договорных отношений с РСО,
  • качества поставляемых в дом коммунальных ресурсов и других тем.
Adblock
detector