Покупка лекарства по договору с единственным поставщиком в 2023 году

Инструкция по закупке лекарств по 44-ФЗ в 2023 году

При составлении технического задания обращайте внимание на особенности описания лекарств (утверждены ПП РФ №1380 от 15.11.2023). Если у приобретаемых медикаментов одинаковое действующее вещество, то объединяйте их в одном техническом задании при необходимости. Действующее вещество проверяют по международным непатентованным наименованиям. Если МНН определить невозможно, то проверка проводится по группировочному или химическому наименованию.

  1. Определяем в извещении и закупочной документации для участника обязанность подтверждения страны происхождения препарата. Для этого используется специальное заключение Минпромторга или сертификат СТ-1.
  2. Отклоняем заявки и окончательные предложения с заграничными средствами, если среди поданных предложений зафиксированы два удовлетворяющих условиям извещения и предлагающих товары из стран ЕАЭС. В такие заявки не включены предложения о поставке лекарственной продукции одного и того же производителя или изготовителей, относящихся к одной и той же группе лиц.
  3. Не допускаем замену медикаментов (на иностранный товар или другого производителя) в ходе исполнения контракта в случае отклонения всех предложений с иностранными препаратами.

Еще одна важная новость: Минздрав в письме №18-2/И/2-17599 от 17.11.2023 сообщил, что с 21.12.2023 закупка лекарственных средств для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с единым структурированным справочником-каталогом лекарственных препаратов для медицинского применения (ЕСКЛП).

По некоторым медикаментам госреестр содержит сведения о различных предельных отпускных ценах в отношении одного лекарства. Если для этого лекарственного препарата действует решение Минздрава о перерегистрации предельной отпускной цены по нормам ПП РФ №1771 от 31.10.2023, решение об обязательной перерегистрации предельной отпускной цены производителя по Правилами из ПП РФ №865 от 29.10.2010, решение о госрегистрации предельной отпускной цены по ПП РФ №441 от 03.04.2023, то применяется цена, которая зарегистрирована по ПП РФ №1771.

  1. Тип упаковки влияет на хранение препарата. Это подробно расписывается в техническом задании.
  2. Препарат вводится при помощи специального устройства, являющегося составной частью упаковки. Заказчик обязан предоставить участникам закупки альтернативу — иную упаковку и устройство для введения.

Закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ в 2023 году

Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) является достаточно популярным способом закупки у заказчиков по 223 ФЗ, так как в 2023 году законодательством по-прежнему не установлено каких-либо ограничений для приобретения товаров, работ и услуг напрямую, без проведения конкурентных процедур.

Наиболее частыми случаями закупок у единственного поставщика являются закупки на небольшую сумму (так называемые закупки малого объема), например, не больше 100 или 500 тыс. руб., приобретение услуг естественных монополий, услуг по электроснабжению, водоснабжению, водоотведению, услуг связи, почты и предоставления доступа к сети Интернет, расходы по направлению сотрудников в командировки, закупки уникальных товаров, работ и услуг, заключение договоров по итогам несостоявшихся конкурентных процедур и т.д.

При размещении сведений о договоре c единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в реестре с 2023 года необходимо указывать цену единицы товара, работы, услуги. А результаты исполнения договора теперь необходимо размещать по итогам каждой приемки и оплаты, а не после полного исполнения, как было ранее. Срок остался прежним – 10 календарных дней.

Исключениями из данного требования являются договоры на оказание различного рода финансовых услуг (вклады, кредиты, займы, доверительное управление, РКО и т.п.), а также договоры купли-продажи, аренды (субаренды), доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества. Информацию о таких закупках не требуется (но не запрещается) включать в план и в реестр договоров, независимо от их суммы.

  • Другой важной особенностью проведения в 2023 году прямых закупок на сумму более 100 (500) тысяч рублей является то, что закон 223 ФЗ дает заказчикам возможность не размещать в Единой информационной системе информацию о них, а именно извещение, документацию и проект договора. Но при желании можно предусмотреть в Положении, что данные документы будут размещаться.

Как провести закупку медицинских изделий по 44-ФЗ в 2023 году

  1. Лицензия на производство лекарственных препаратов или фармацевтическую деятельность (оптовую торговлю лекарственными средствами).
  2. Отдельная лицензия на оборот психотропных, наркотических средств, прекурсоров и на культивирование наркосодержащих растений, если контрактом предполагается закупка подобных лекарственных препаратов.
  3. Обоснование занижения цены. Если участник закупки предлагает цену контракта на 25% и более ниже НМЦК, её нужно обосновать подтверждающими документами. Например, гарантийным письмом от производителя, содержащим цену и количество поставляемого товара. В противном случае заявку участника отклонят, а в случае аукциона — победителя признают уклонившимся от заключения контракта.
  4. Специальная цена на жизненно важные лекарственные средства (ЖНВЛП). Предельная отпускная цена на такие препараты регистрируется государством. Завышать её нельзя, иначе заявка будет отклонена на основании ч. 10 ст. 31 Закона 44-ФЗ.
  5. Специальный порядок расчета начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта с единственным поставщиком на медизделия и лекарственные препараты установлен Минздравом.
  6. Описание закупаемого лекарственного препарата должно соответствовать особым правилам, установленным Постановлением Правительства от 15.11.2023 № 1380, и учитывать информацию о взаимозаменяемости лекарственных препаратов, размещенную на сайте Минздрава. Кроме того, при описании заказчик обязан использовать каталог товаров, работ, услуг, сведения в котором регулярно обновляется согласно сведениям Единого структурированного справочника-каталога лекарственных препаратов (далее — ЕСКЛП).
  7. Заказчики при выборе поставщика должны учитывать ограничения на закупки иностранных лекарственных препаратов и медицинских изделий по принципу «третий лишний», а также условия допуска иностранных товаров по приказу Минфина от 4 июня 2023 г. № 126н.
  8. На отдельные виды медицинских изделий и оборудования с 1 января 2023 года установлена минимальная обязательная доля закупок товаров из России и других стран Евразийского Союза.
  9. При закупке работ по техническому обслуживанию медицинской техники необходимо требовать наличия лицензии, а если цена контракта превышает 10 млн руб. — опыта за последние 3 года выполнения аналогичных работ по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
  10. Поставка лекарственных препаратов и медицинских изделий осуществляется по типовым контрактам, утвержденным Минздравом.

Заказчику следует оформить спецификацию с указанием наименований и количества закупаемых медизделий. Для описания товара можно использовать стандартные показатели из ГОСТов, сведения о характеристиках товаров не менее, чем двух производителей. Обязательным является использование информации из Каталога ЕИС.

Следует использовать метод сопоставимых цен — на основании предложений поставщиков, а для отдельных видов медизделий — тарифный метод. Получить предложения можно через запросы поставщикам или через запрос о ценах в Единой информационной системе закупок (ЕИС). Если на товар распространяется требование о минимальной обязательной доле закупок российских товаров, то запросы цен нужно направлять производителям, указанным в государственной информационной системе Минпромторга.

Обратите внимание, что покупать медицинские изделия из аукционного перечня на конкурсе нельзя, но можно закупить их способом запроса котировок или у единственного поставщика в установленных случаях. Если товар не входит в перечень, то заказчик вправе провести электронный конкурс (ч. 2 статьи 59 закона № 44-ФЗ).

Кроме того, для расчета цены необходимо использовать информацию из реестра контрактов, учитывать референтные цены на лекарства (если информация о них размещена в ЕИС). Подробные правила определения максимальной цены контракта на медизделия регламентированы Минздравом в приказе от 15 мая 2023 г. № 450н, на лекарственные препараты — в приказе от 19.12.2023 № 1064н.

Заказчик обязан подготовить корректное описание. В технических документах четко расписывают сведения о приобретаемых фармацевтических препаратах. Специфические условия, особые характеристики, фармакологические свойства и правила хранения описываются в техзадании. Составляя техническую часть по закупке лекарственных средств, используйте рекомендации Федеральной антимонопольной службы (письма ФАС №ИА/3737/18 от 23.01.2023, №АК/12985/18 от 27.02.2023, № ИА/23540/18 от 05.04.2023, №АЦ/54724/18 от 16.07.2023). Вот какие разделы документации включает закупка лекарственных препаратов по 44-ФЗ в 2023 году:

  • формирование закупочной документации — для обоснования и расчета начальной (максимальной) цены контракта;
  • заключение госконтракта, поставка медицинских товаров — для формирования контракта по типовой форме, подготовке и отправке сведений в реестр контрактов.

Каждое фармацевтическое средство имеет международное непатентованное наименование, торговое название и название по действующему веществу (группировочное или химическое). Об этом говорится в 61-ФЗ (пп. 16, 17, 17.1 ст. 4). В технической части прописывают международное наименование, по нему и идет закупка.

  1. Провести запрос котировок в электронной форме. Такая возможность есть для контрактов с НМЦК не выше 500 000 рублей. Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) таких процедур — не больше 100 000 000 рублей, или 10%. Запрос котировок на бумаге проводится исключительно по положениям статьи 76 44-ФЗ.
  2. Организовать электронный запрос предложений. Есть два допустимых варианта. Запрос предложений проводят либо для приобретения лекарств, указанных в решении врачебной комиссии, либо после несостоявшихся конкурентных процедур.
  3. Инициировать электронный конкурс. Торги в конкурсной форме проходят только в рамках статьи 111.4 закона о Федеральной контрактной системе — для заключения инвестиционных контрактов.
  1. Когда применяют метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), заказчик обязан собирать и анализировать общедоступную информацию о ценах и отправить запросы о предоставлении ценовой информации поставщикам.
  2. Когда определяют средневзвешенные цены:
    • не учитывают цены на лекарства, которые закупались у единственного поставщика по п. 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ в форме запроса предложений, в т. ч. и в электронной форме по п. 7 ч. 2 ст. 83 и п. 3 ч. 2 ст. 83.1;
    • в закупках многокомпонентных лекарств заказчик вправе не учитывать цены соответствующих однокомпонентных лекарственных препаратов, за исключением ситуаций, когда контракт на поставку таких однокомпонентных лекарственных препаратов заключили в рамках конкурентной процедуры на поставку многокомпонентных лекарственных препаратов или наборов лекарственных препаратов;
    • вправе не учитывать цены поставленных лекарственных препаратов: с остаточным сроком годности, на 20 и больше процентов отличающимся от предусмотренного заказчиком; по контрактам, которые исполнены с неустойками и обращение которых на месяц расчета НМЦК приостановлено по ч. 1 ст. 65 Федерального закона №61-ФЗ от 12.04.2010.
  3. Когда устанавливают цену единицы лекарственного препарата, не учитывают значения:
    • цены лекарства, которого нет в гражданском обороте;
    • референтной цены при определении цены для госзакупок у единственного поставщика по п. 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ путем запроса предложений, в т. ч. и в электронной форме по п. 7 ч. 2 ст. 83 и п. 3 ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ.
  4. Размер оптовой надбавки для лекарств из разных ценовых сегментов определяйте по наименьшему предельному размеру оптовой надбавки.
  5. В закупках у единственного поставщика по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ заказчики вправе определять цену только методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
  6. Если в закупке нет участников, то когда проводите каждую следующую, устанавливайте минимальное значение НМЦК, которое идет после стартовой цены, по которой на участие в закупке не подано заявок.
Читайте также:  Выплаты на 3 ребенка в 2023 г ряжск

Изменения в проведение закупок у единственного поставщика в 2023-2023 годах

  • до 2 млн. рублей или до 10% совокупного годового объема закупок заказчика (что не должно превышать 50 млн. рублей) для основной массы заказчиков, при этом указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений;
  • до 5 млн. рублей или до 50 % совокупного годового объема закупок заказчика (что не должно превышать 30 млн. рублей) для учреждений культуры, образования, физкультуры и спорта.
  • наименование товара и его характеристики;
  • товарный знак (при наличии);
  • наименование страны происхождения товара;
  • единица измерения товара;
  • цена единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей;
  • максимальное количество товара, предлагаемое участником закупки к поставкам;
  • наименование территории (территорий), в пределах которой (которых) участник закупки предлагает товар к поставкам;
  • срок действия предложения, который не может составлять более 1 месяца с даты его размещения на электронной площадке;
  • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения юридического лица, номер контактного телефона (если участником закупки является юридическое лицо);
  • ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо);
  • фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, номер контактного телефона (если участником закупки является физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель);
  • решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки (если сделка является для участника крупной);
  • разрешительные документы (лицензии, допуски), подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ О контрактной системе;
  • декларация о соответствии участника закупки требованиям, предусмотренным пунктами 3 — 5, 7 — 9, 11 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ О контрактной системе.
  • адрес электронной площадки;
  • реквизиты Заказчика;
  • краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара, месте выполнения работы или оказания услуги, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная цена контракта, источник финансирования;
  • идентификационный код закупки;
  • способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • размер обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, порядок предоставления такого обеспечения;
  • преимущества, предоставляемые заказчиком учреждениям уголовно-исправительной системы и предприятиям инвалидов;
  • информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства;
  • информация об осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу;
  • размер аванса (если предусмотрена выплата аванса);
  • наименование товара и его характеристики, начальную цену товара, количество закупаемого товара, единицу измерения товара, место поставки товара;
  • информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта;
  • требования к наличию разрешительных документов (лицензий, допусков) и квалификационных требований, предусмотренных частью 1 и частью 1.1 статьи 31 Закона №44-ФЗ О контрактной системе;
  • проект контракта, а также обоснование цены контракта.

4) в течение 1 часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки оператор электронной площадки определяет из числа всех предложений участников, не более пяти заявок на участие в закупке, соответствующих требованиям, установленным в извещении, и содержащих наименьшие цены за единицу товара, являющегося объектом закупки.

На 01.04.2023 года (почти на целый год) перенесено вступление в силу изменений, согласно которым, заказчик может проводить закупки у единственного поставщика, по вышеуказанным пунктам, в электронной форме, причем законодатель мотивирует, чтобы заказчики проводили такие закупки в электронной форме тем, что увеличивает максимальную сумму сделки, заключаемой заказчиком, до 3-х млн. рублей. При этом «бумажная» форма заключения контрактов у единственного поставщика остается, но максимальная сумма сделки по ним остается прежней: 600 тыс. рублей для всех заказчиков. Самое главное изменение в закупки у единственного поставщика в 2023 году касается того, что такая закупка становится конкурентной процедурой. Заказчик сможет заключить контракт, только если на электронную процедуру было подано более 2-х заявок и только с участником, заявившим лучшую цену. Заказчик, по сути, теряет право самостоятельно выбирать себе поставщика, вместо прямой закупки проводится некий «запрос цен».

Покупка лекарства по договору с единственным поставщиком в 2023 году

6.2. По вопросу исчисления вышеуказанного одного месяца Департамент, учитывая положения части 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ, сообщает, что согласно пункту 3 статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число.

В связи с поступающими вопросами об осуществлении закупок товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – закупка, Закон № 44-ФЗ) Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее – Департамент), сообщает следующее.

С учетом части 4 статьи 2 Федерального закона от 27 декабря 2023 г. № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указанные положения части 13 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не подлежат применению до 1 октября 2023 года.

участник закупки вправе внести изменения в предварительное предложение предложения в любой момент до истечения его срока действия. Такие изменения станут применяться к отношениям, связанным с участием в закупках, извещения об осуществлении которых размещены после размещения таких изменений.

В этой связи участнику закупки предоставляется возможность указать в предварительном предложении различные товары, а также указать в отношении таких товаров (в том числе, по необходимости отдельно в отношении каждого из них) несколько вариантов цены за единицу товара и срока поставки в зависимости от возможного места поставки и количества в соответствующем месте поставки.

После того как оператор направляет заявки заказчику, тот должен их рассмотреть и выбрать подрядчика в течение одного рабочего дня. После проведения процедуры заказчик формирует протокол с итогами, подписывает его электронной подписью и направляет оператору. В протоколе должно содержаться решение по каждой заявке с обоснованием.

Если заказчик осуществляет у закупку работы или услуги или закупку товара у единственного поставщика не по п.12 ч.1 статьи 93, то он также может провести ее в электронной форме с использованием любых площадок. Так, некоторые субъекты РФ выпустили региональные Постановления, благодаря которым они могут размещать малые закупки на собственных электронных площадках.

На одно извещение отбираются до пяти предложений поставщиков, которые соответствуют требованиям заказчика. Предпочтение отдаётся заявкам с наименьшей ценой. Во время отбора оператор также проверяет участников на отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Как уже говорилось, главным изменением в закупках в малом объёме стало увеличение лимита до 3 млн рублей. Повышение произошло с момента вступления в силу положений Федерального закона от 31.07.2023 №№ 249-ФЗ. Новый лимит действует только для малых закупок товаров, проводимых на федеральных электронных площадках. С 1 октября 2023 года вступят в силу и другие нормы закона. В частности, будет введена функция взаимосвязи закупок малого объёма и Единой информационной системы.

Читайте также:  4 дня по уходу за ребенком инвалидом в 2023 году страховые взносы

Малые закупки могут заключать по прямому договору без проведения тендера. В таком формате можно осуществить не любую закупку, основные правила и ограничения описаны в ст. 93 44-ФЗ. Например, на основании пункта 4 ч.1 статьи 93 заказчик вправе либо осуществить закупок на два миллиона рублей либо может определить, что объем таких закупок не должен превышать десять процентов всего годового объема закупок и не будет составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

  • заказчик прописал возможность увеличения/уменьшения объема закупки в закупочной документации, а при заключении договора с единственным поставщиком — в проекте контракта;
  • изменить цену можно в закупках у единственного поставщика и во всех способах проведения торгов, кроме запроса котировок;
  • новый объем и цену закрепляют в дополнительном соглашении на этапе исполнения договора;
  • стоимость уменьшают и увеличивают пропорционально количеству товара, услуги.

Подпункт 6 пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ дает заказчику право изменить количество закупаемого товара (работ, услуг) в пределах 10% после заключения контракта. Изменение допустимо как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. При этом необходимо соблюдать следующие условия:

  • заранее уточнить этот момент в запросе на разъяснения;
  • направить заказчику протокол разногласий перед подписанием договора и попросить не выделять НДС;
  • подписать контракт, но не выставлять счет-фактуру после его исполнения;
  • обратиться в суд, если заказчик вычтет из цены договора сумму НДС и перечислит заказчику меньшую сумму.

Судебная практика по данному вопросу такова. Верховный суд в определении от 23.09.19 № 306-ЭС19-15999 указал, что заказчик оплачивает контракт вне зависимости от того, какую систему применяет победитель. Если заказчик выделит НДС в платежном поручении, то поставщику на УСН налог платить не надо. Главное — не выставлять заказчик-счет-фактуру.

  • закупается товар, а не услуги и (или) работы;
  • право заказчика на увеличение количества закупаемого товара предусмотрено в закупочной документации;
  • итоговая цена договора не превышает НМЦК;
  • цена госконтракта увеличивается пропорционально объему продукции.

Закупка у единственного поставщика: основы, нюансы, законы

Стоит обратить внимание и на орган, в который направляется обращение для согласования. Например, при закупке федерального уровня, адресатом будет являться ФАС России, а если закупка осуществляется для региональных нужд, то обращение стоит отправлять в контрольный орган сферы закупок субъекта РФ.

Если же всё прошло гладко, то можно приступать к самому заключению. На этом этапе расслабляться тоже не стоит, все требования, предусмотренные ч. 9 ст. 93 44-ФЗ, должны быть выполнены. Там всё достаточно стандартно – внимательно следим за сроками всех операций, чтобы не просрочить и не заключить раньше положенного, и за необходимыми предписаниями, согласованиями и разрешениями, чтобы все необходимые документы были на руках в нужный момент.

  • Контролирующие органы уделяют таким закупкам более пристально внимание.
  • Больше моментов, в которых можно допустить ошибку при заключении контракта (формулировки, сроки).
  • Заказчик не может обозначить такую же низкую цену контракта, как при проведении, например, аукциона.
  • Закупка проходит в разы быстрее и проще, чем в случае конкурентных способов.
  • Если заказчик с поставщиком уже сотрудничали, то вероятность конфликтных ситуаций или иных трудностей сведена к минимуму.
  • Отсутствие разнообразных махинаций, таких как «Таран» или «Картельный сговор».
  • Подрядчик заключает контракт по довольно высокой цене, без снижений.

При необходимости, ознакомиться с полным перечнем можно в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В закупках по 223-ФЗ положения другие, но в основе схожие. Так что, если понадобится, не поленитесь уточнить все нюансы в соответствующем документе или проконсультироваться с юристами в Тендерплан!

В УФАС обратился заявитель с жалобой на действия заказчика при проведении закупки у единственного поставщика (заключение договора на поставку угля). Заявитель указывает, что размещенные в ЕИС извещение и документация о закупке у ЕП не отражают предмет договора, его спецификацию, а также требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, место, условия, сроки (периоды) поставки товара, форму, сроки и порядок оплаты товара, порядок формирования цены договора (цены лота). При рассмотрении дела комиссия УФАС установила, что в извещении и документации о закупке, размещенных в ЕИС, указан лишь предмет договора, а именно поставка угля. В указанных документах отсутствует описание предмета закупки, в частности, количество поставляемого товара, требования к его функциональным характеристикам (потребительским свойствам), его количественные и качественные характеристики, требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его количественных и качественных характеристик. Таким образом, действия заказчика в части отсутствия полного, как того требует его Положение о закупках, описания предмета закупки у единственного поставщика являются нарушением требований ст. 66 Положения о закупках (Решение Омского УФАС по делу № 055/07/3-1106/2023 от 13.01.2023).

Анализируя Положения заказчиков, размещенные в ЕИС, нельзя найти абсолютно одинаковые перечни случаев, когда организаторы процедур вправе прибегнуть к закупке ТРУ у единственного контрагента. Исходя из собственных потребностей и особенностей хозяйственной деятельности предприятия, заказчики формируют такой список возможных закупок без осуществления конкурентных процедур.

Перед заключением договора с контрагентом, выбор которого осуществлялся таким неконкурентным способом, во избежание нарушения принципов ФЗ №223 [4] , заказчику важно убедиться, что его предложение является единственно выгодным на рынке соответствующих ТРУ. При наличии более предпочтительного предложения по цене и качеству продукции к организатору процедуры закупки могут возникнуть вопросы со стороны контролирующих органов: насколько правомерно и обоснованно заказчиком принято решение заключить договор именно с тем или иным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)?

Согласно ч. 15 ст. 4 ФЗ №223 заказчик вправе не размещать сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тысяч рублей. Если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более пяти миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке ТРУ, стоимость которых не превышает 500 тысяч рублей.

В УФАС поступило обращение общества с ограниченной ответственностью с жалобой на действия заказчика при проведении неконкурентной закупки у ЕП на поставку электросварных труб. Заказчик пояснил, что проведение закупки у ЕП обусловлено срочной потребностью в материалах для выполнения обязательств муниципального контракта. В данном случае применение конкурентных способов закупки нецелесообразно в связи с затратой времени на их проведение. Изучив материалы дела, комиссия УФАС пришла к выводу, что организатором процедур в обоснование проведения закупки у ЕП применен пп. 15 п. 51.1 Положенияосуществление закупки по привлечению в ходе исполнения государственного (муниципального) контракта или гражданско-правового договора иных лиц для поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для выполнения в таком государственном контракте или гражданско-правовом договоре обязательств. С даты заключения муниципального контракта до заключения договора поставки предприятие обладало достаточным временным отрезком для проведения конкурентной процедуры, в связи с этим комиссия пришла к выводу о наличии в действиях заказчика нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции (см. Решение Хабаровского УФАС № 8-01/282 (027/01/17-921/2023) от 19.05.2023).

Изменение цены контракта по; 44-ФЗ в; 2023 году

Верховный суд в Определении от 23.09.2023 N 306-ЭС19-15999 высказал позицию, что если заказчик выделил НДС, то нужно подписывать контракт на таких условиях. Заказчик оплачивает контракт вне зависимости от того, какую систему применяет победитель. Если заказчик выделит НДС в платежном поручении, то поставщику на «упрощенке» не надо платить налог. Главное — не выставлять заказчику счет-фактуру.

  • Федеральные госконтракты на сумму от 10 млрд рублей и срок от 3 лет, кроме контрактов на проведение клинических исследований лекарств для медицинского применения.
  • Региональные контракты на сумму от 1 млрд рублей сроком от 3 лет.
  • Муниципальные договоры на сумму от 500 млн рублей сроком от 1 года.
  • Федеральные госконтракты на проведение клинических испытаний лекарств на сумму от 40 млн рублей на срок от 3 лет.

Если госконтракт невозможно исполнить из-за независимых от поставщика и заказчика обстоятельств, то существенные условия в нем можно изменить. Срок и предельную цену контрактов, при которых можно менять стоимость и другие существенные условия, устанавливает постановление № 1186:

  • Если поставщик согласен снизить стоимость и не менять объем поставляемого товара и услуг, то цену снижают до размера доведенных на закупку денег.
  • Если отказывается — вместе с ценой снижают объем поставляемого товара и услуг. Объем ТРУ уменьшают соразмерно цене по методике из постановления № 1090.
  • Если откажется, то контракт заключают по цене, которую предложил участник, на условиях документации закупки.
  • Если соглашается, то стороны заключают дополнительное соглашение с новыми условиями и ценой, заказчик публикует в ЕИС новый контракт и документы, подтверждающие внесение изменений в проект контракта.

Изменения в закупках по 44‑ФЗ и 223-ФЗ в 2023 году

С 1 апреля 2023 года меняются алгоритмы осуществления запроса котировок и закупки у единственного поставщика. Последние, также нередко называемые малыми закупками, или закупками с «полки», осуществляются по п. 4.5 ч. 1 ст. 93. Их название обусловлено тем, что заказчику достаточно зайти в каталог, размещенный на соответствующем сайте-операторе электронной площадки, выбрать интересующую его продукцию, составить извещение с описательными характеристиками на нее, и объявить закупочную сессию.

Читайте также:  Перевод времени 2023 в россии осенью

Обращаем внимание на особые алгоритмы заключения контракта: не ранее, чем через два рабочих дня с даты опубликования итогового протокола. При этом протокол разногласий не допускается! То есть проект контракта направляется участнику в один рабочий день с даты подведения итогов, участник подписывает его в один рабочий день, и уже далее заказчик подписывает документ со своей стороны. Таким образом, контракт может быть заключен не ранее, чем через два рабочих дня.

  • достаточно короткий срок для подачи заявки для участника
  • отсутствие возможности заказчика менять положение извещения
  • возможность отменить закупку не позднее, чем за один час до даты окончания срока подачи заявок
  • стандартное время рассмотрения заявок
  • один рабочий день

Ключевое изменение в закупках у единственного поставщика — увеличение НМЦК до 3 млн руб. При этом, если проводится бумажная закупка по п. 4.5 ч. 1 ст. 93, то предельное значение начальной максимальной цены сохраняется в 600 тыс. руб. Но в случае, когда закупка по тем же основаниям выходит на функционал электронных магазинов, НМЦК возрастает до 3 млн руб. Требования к совокупным годовым объемам закупок по п. 4.5 при этом сохраняются. Это важное изменение для заказчика!

Изменения, вносимые на протяжении всего 2023 года в Закон 44-ФЗ, продолжат вступать в силу в особом порядке. Все новшества, которые касаются планирования, осуществления закупочных процедур, способов определения поставщика, мониторинга контроля аудита в сфере закупок будут осуществляться следующим образом: изменения, принятые до 1 октября 2023 года, вступают в силу не ранее 1 января очередного календарного года. Изменения, принятые после 1 октября 2023 года, вступают в силу не ранее 1 января следующего года за очередным календарным годом.

Заключение контракта осуществляется в электронной форме с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер, в порядке, установленном статьей 83.2 Закона № 44 – ФЗ, с учетом особенностей, предусмотренных при заключении контракта по результатам запроса котировок в электронной форме.

! Выбор электронной площадки осуществляется на усмотрение заказчика. Не зависимо от выбранной Заказчиком площадки, при осуществлении закупки будет обеспечиваться доступность информации обо всех предварительных предложениях, размещенных участниками закупок на всех электронных площадках, посредством информационного взаимодействия с ЕИС (ч. 13 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ, данная норма вступит в силу немного позднее с 01.07.2023г., до этого момента информация о предварительных предложениях будет поступать только с той площадки, на котором размещено извещение).

а) наименование товара и его характеристики с использованием КТРУ;
б) товарный знак (при наличии);
в) наименование страны происхождения товара;
г) документ, подтверждающий страну происхождения товара, если установлены ограничения по нацрежиму;
д) единица измерения товара;
е) цена (цены) единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей (цена участника для различных регионов поставки может различаться);
ж) минимальное и (или) максимальное количество товара, предлагаемое участником к поставкам (количество товара в зависимости от региона поставки может различаться);
з) регион поставки в пределах которого участник закупки предлагает товар к поставкам;
и) срок действия предварительного предложения (не может составлять более одного месяца с даты его размещения на ЭП);
к) информацию об участнике и документы (решение об одобрении крупной сделки, документы подтверждающее соответствие участника п.1.ч.1. ст.31 Закона № 44 – ФЗ, декларация о соответствии п.3-9,11 ч.1. ст.31 Закона № 44 – ФЗ);
л) минимальный срок и (или) максимальный срок поставки товара в календарных днях (сроки поставки для различных регионов поставки могут быть различными);

  • изначально «порог» ЗМО был установлен в 100 тысяч рублей (ограничения по годовому объему — 2 млн.рублей или не более 5% СГОЗ и 50 млн.рублей),
  • в мае 2023 года повышен до 300 тысяч рублей (ограничения по годовому объему не менялись),
  • в апреле 2023 года повышен до 600 тыс. рублей (ограничения по процентному годовому объему также увеличился — 2 млн.рублей или не более 10% СГОЗ и 50 млн.рублей).
  • с «01» октября 2023 г. Заказчики смогут осуществлять ЗМО на сумму до 3 миллионов рублей, используя специальный механизм, особенности которого, мы рассмотрим в настоящей статье.

Механизм осуществления закупки товаров у единственного поставщика в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ больше схож с механизмом проведения запроса котировок и электронным аукционом, чем с привычным механизмом заключения контракта с единственным поставщиком, при этом главными преимуществами нового механизма являются:

  • не представлены информация и документы, предусмотренные пп. «в» п. 5 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, или они не соответствуют требованиям извещения;
  • участник закупки не соответствует требованиям, установленным согласно ч. 1, 1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона N 44-ФЗ;
  • отклонение заявки предусмотрено нормативными правовыми актами, принятыми на основании ст. 14 Закона N 44-ФЗ;
  • не представлены документы, указанные в п. 4 ч. 5 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ (если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, которыми установлен запрет допуска иностранных товаров);
  • в заявке выявлена недостоверная информация.

Присвойте порядковые номера допущенным заявкам по мере возрастания цены за единицу товара. Первый порядковый номер присвойте заявке с наименьшей ценой за единицу товара. Учтите положения нормативных правовых актов, принятых в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ (пп. «б» п. 6 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Рассмотрите заявки не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем их получения. Примите решение по каждой заявке. Признайте их соответствующими требованиям извещения или отклоните. Отклоните заявку в следующих случаях (пп. «а» п. 6 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ):

В течение одного часа оператор электронной площадки осуществит отбор и направит вам не более пяти заявок, указав их порядковые номера. Если по итогам отбора заявок окажется менее двух, он уведомит об этом. В таком случае заявки не поступят (п. п. 5, 8 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

  • адрес электронной площадки в сети Интернет;
  • информацию, указанную в п. п. 1 — 3, 5, 8 — 12 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, в частности сведения о заказчике, идентификационный код закупки, информацию об условиях, запретах и ограничениях допуска иностранных товаров;
  • наименование товара и его характеристики, используйте каталог товаров, работ, услуг;
  • начальную цену единицы товара (с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей);
  • количество товара;
  • единицу измерения товара в соответствии с ОКЕИ;
  • срок и место поставки товара по соответствующему классификатору. Учтите, что срок поставки товара надо указать в календарных днях;
  • информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта по ч. 8 — 23, 25 ст. 95 Закона N 44-ФЗ;
  • единые обязательные требования к участникам;
  • требование об отсутствии участника, его учредителей и руководителей в РНП. Устанавливается по желанию заказчика (ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Изменения в госзакупках с 1 января 2023 года

Комиссия должна отслеживать, не привлекалось ли за предыдущие два года юридическое лицо, участвующее в закупке, к административной ответственности за передачу незаконного вознаграждения. Также члены комиссии проверят, принадлежит ли участник к числу офшорных компаний и имеются ли сведения о компании-участнике в РНП.

Для всех, кто имеет отношение к госзакупкам, новый год всегда означает еще и очередные изменения в закупочном законодательстве. Ничего не поделаешь, таковы наши традиции. А значит – самое время узнать, что поменяется в закупках государства и госкомпаний с 1 января 2023 года.

  • товары из стран ЕАЭС приравниваются к российским товарам;
  • отчет о выполнении квоты нужно будет размещать в ЕИС до 1 апреля. Формироваться отчет будет автоматически, заказчик должен будет только его подписать и, если потребуется, обосновать невыполнение квоты;
  • при обосновании НМЦК учитываются только товары ЕАЭС, из реестров отечественных товаров и из КТРУ.

С этой даты заказчик будет получать информацию о соответствии участника требованиям законодательства от оператора электронной площадки. В свою очередь, оператор ЭП будет получать информацию о штрафах по ст. 19.28 КоАП из Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС). В ЕИС сведения о штрафах загрузит Федеральное Казначейство на основании данных, полученных из Генеральной прокуратуры.

С 1 января 2023 года утрачивают силу все изменения, ранее внесенные в закон «О контрактной системе» в связи с проведением общероссийского голосования. Из закона удаляются пункты 6, 7, 9 части 2 статьи 1 и пункт 30.1 части 1 статьи 93, позволявшие избирательным комиссиям закупать товары, работы, услуги у единственного поставщика для проведения в 2023 году общероссийского голосования.

Adblock
detector