Бюджетному учреждению разрешено совершение крупных сделок с согласия: (-) учредителя (-) для бюджетных учреждений понятие крупной сделки отсутствует (-) наблюдательного совета
Содержание
- 1 Бюджетному учреждению разрешено совершение крупных сделок с согласия: (-) учредителя (-) для бюджетных учреждений понятие крупной сделки отсутствует (-) наблюдательного совета
- 2 Порядок совершения крупной сделки
- 3 Энциклопедия решений
- 4 Документы На Одобрение Крупной Сделки Автономного Учреждения
- 5 Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
- 6 Крупные сделки и сделки с заинтересованностью // Самое важное из новых разъяснений Верховного суда
- 7 Крупные сделки бюджетных учреждений
- 8 Образец справки о том, что сделка не является крупной 2023 г
Бюджетному учреждению разрешено совершение крупных сделок с согласия: (-) учредителя (-) для бюджетных учреждений понятие крупной сделки отсутствует (-) наблюдательного совета
Крупная сделка — это сделка или несколько взаимосвязанных сделок по распоряжению денежными средствами, отчуждению иного имущества (которым бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), передаче имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов на последнюю отчетную дату. Уставом бюджетного учреждения может быть предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Согласно п. 36 федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2023 № 256н, активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее учреждению и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.
Все активы учреждения на начало и конец отчетного периода отражаются в разделах I и II баланса (ф. 0503730). Соответственно, величина крупной сделки определяется по итоговому значению актива баланса (ф. 0503730) по всем источникам финансового обеспечения (графа 10 строка 350). Разъяснения даны в письме Минфина России от 26.04.2023 № 02-06-10/31240.
Порядок предварительного согласования крупных сделок, совершаемых федеральным бюджетным учреждением, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п. 2 постановления Правительства РФ от 26.07.2010 № 537). На уровне субъектов РФ порядок согласования утверждается соответствующими ведомствами. На уровне муниципальных образований — администрацией муниципального образования.
В ходе ремонта основных средств в бюджетном учреждении может появиться металлолом. Есть условие, при котором учреждение может самостоятельно решить, что делать с металлоломом (если это не ОЦДИ и сделка не признается крупной). По каким критериям сделка считается крупной и учреждению необходимо получить согласие учредителя? И что значит согласие? Это распоряжение от учредителя, что он не против, если учреждение оприходует материалы и реализует их или утилизирует?
Порядок совершения крупной сделки
- заявление о предварительном согласовании совершения крупной сделки. В заявлении указываются:
- предмет сделки;
- предварительная цена сделки в рублях (числом и прописью), включая налог на добавленную стоимость;
- информация о сторонах сделки (при наличии);
- сроки исполнения обязательств по сделке;
- информация об источниках финансирования сделки;
- информация о способности (обеспеченности) исполнения обязательств учреждения по сделке;
- информация об обосновании целесообразности совершения сделки;
- информация о прогнозе влияния результатов сделки на повышение эффективности деятельности учреждения;
- иные существенные условия сделки, установленные законодательством РФ;
- проект договора (контракта), содержащего все условия предполагаемой сделки со всеми приложениями к нему;
- копию конкурсной документации, документации об аукционе (в случае намерения учреждения принять участие в конкурсе, аукционе);
- информацию об определении цены сделки (в случае намерения учреждения заключить сделку с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем));
- подготовленный в соответствии с действующим законодательством РФ об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, с которым предполагается совершить крупную сделку, осуществленную не ранее чем за три месяца до представления отчета;
- сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов, должников, суммы задолженности и дат возникновения задолженности перед бюджетами бюджетной системы РФ (в том числе государственными внебюджетными фондами) и указанием статуса данной задолженности (текущая или просроченная);
- баланс учреждения на последнюю отчетную дату;
- опись направляемых документов.
- проекта сделки (договора) со всеми приложениями к нему;
- проекта конкурсной (аукционной) документации на размещение заказа (в случае намерения совершения крупной сделки учреждением в качестве заказчика) с приложением проекта решения о создании комиссии по размещению заказа;
- обосновывающих материалов по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя);
- расчета цены сделки как критерия отнесения сделки к крупной в целях обоснования необходимости ее согласования;
- проектной документации (на электронном носителе) с приложением копии заключения государственной экспертизы или негосударственной экспертизы (заверенной в установленном порядке) по проектной документации (в случае намерения совершения крупной сделки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также работ по сохранению объектов культурного наследия);
- ведомости объемов и стоимости работ (в случае намерения совершения крупной сделки на выполнение работ по ремонту объектов капитального строительства).
Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета, если уставом автономного учреждения не предусмотрен более короткий срок (п. 1 ст. 15 Федерального закона N 174-ФЗ).
Например, согласно Порядку предварительного согласования крупных сделок с участием муниципальных бюджетных и автономных учреждений муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденному Постановлением Администрации г. Симферополя от 14.06.2023 N 1284, для получения предварительного одобрения совершения крупной сделки учреждение должно представить в наблюдательный совет следующие документы, оформленные надлежащим образом:
- автономным учреждением только с предварительного одобрения наблюдательного совета (п. 1 ст. 15 Федерального закона N 174-ФЗ);
- бюджетным учреждением с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ).
Энциклопедия решений
Крупная сделка автономного учреждения до ее совершения должна быть одобрена наблюдательным советом учреждения (ст. 15 Закона N 174-ФЗ). Бюджетным учреждением крупная сделка может быть совершена только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения (п. 13 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).
В данном случае возникает вопрос о необходимости получать казенному учреждению от учредителя решение об одобрении или о совершении учреждением как участником закупки по результатам таких аукционов сделок с указанием информации о максимальной сумме одной сделки.
Определение крупной сделки бюджетного учреждения, которое дается в п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ), практически аналогично приведенному выше, за исключением того, что под крупной сделкой бюджетного учреждения понимается также несколько взаимосвязанных сделок и отсутствует упоминание о сделках, связанных с привлечением заемных денежных средств.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ) крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Федеральным законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Для казенных учреждений не предусмотрено понятие крупной сделки, как и какой-либо специальный порядок для их совершения, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 298 ГК РФ распоряжение любым имуществом казенное учреждение осуществляет с согласия собственника имущества, а расходование денежных средств через процедуры санкционирования, установленные БК РФ.
Отчетность за 2023 год бюджетные (автономные) учреждения представляли по обновленным формам. В частности, изменилась и форма Баланса (ф. 0503730). Соответственно, показатель строки 410 графы 10 Баланса (ф. 0503730) с 01.01.2023 уже не является контрольной цифрой для расчета размера крупной сделки.
В случае, если бюджетное (автономное) учреждение не выполнит требования по согласованию (одобрению) крупной сделки, то такая сделка может быть признана недействительной по иску учреждения или его учредителя. Для признания сделки недействительной нужно будет доказать, что другая сторона о сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения (одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения).
Обратим также внимание на то, что с 01.01.2023 вступил в силу Стандарт «Доходы»*(4). С учетом положений данного Стандарта у учреждений может значительно увеличиться показатель дебиторской задолженности, учитываемой на счете 0 205 00 000 «Расчеты по доходам». Ведь теперь многие доходы (в частности, доходы в виде субсидий) подлежат учету в качестве доходов будущих периодов.
По общему правилу, установленному законодательством, крупной сделкой признается сделка при условии, что ее цена либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Бюджетные (автономные) учреждения при этом вправе определить уставом меньший размер крупной сделки.
С 01.01.2023 государственные (муниципальные) учреждения вступили в долгосрочный период реформирования бюджетного (бухгалтерского) учета. Он продолжается и в текущем 2023 году. Новшества в учете затрагивают смежные вопросы. Так, крупная сделка рассчитывается по данным бухгалтерской отчетности. А поскольку поменялись формы бухгалтерской отчетности, то и порядок расчета размера крупной сделки тоже изменился.
Документы На Одобрение Крупной Сделки Автономного Учреждения
Ратовская консультант-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера» Бюджетные и автономные учреждения в силу требований законодательства обязаны согласовывать крупные сделки. Такая норма содержится в законодательстве в том числе с целью предотвратить заключение учреждениями сделок, не обеспеченных активами, уменьшить риски отчуждения значительной части имущества, которым учреждения вправе распоряжаться самостоятельно. Порог отнесения сделок к крупным «привязан» к активам бухгалтерского баланса. В связи с изменениями в бухгалтерском учете, вступившими в силу в году, в расчет величины крупной сделки должны войти новые строки актива. Крупные сделки обязаны согласовывать: — бюджетные учреждения — с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя п. Однако уставом учреждения может быть предусмотрен и меньший процент балансовой стоимости для определения величины крупной сделки. Напомним, что бюджетное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. В свою очередь автономное учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных учредителем на его приобретение. Таким образом, автономное учреждение в отличие от бюджетного может без согласия учредителя распоряжаться недвижимым имуществом, приобретенным за счет иных источников. При этом правило о согласовании крупных сделок, установленное обоими вышеназванными законами, распространяется на все сделки учреждений в отношении имущества, которым они вправе распоряжаться самостоятельно, не исключая самых обычных, повседневных операций.
- 1) обращение на бланке учреждения о предварительном согласовании совершения им крупной сделки за подписью руководителя учреждения либо лица, исполняющего его обязанности;
- 2) технико-экономическое обоснование, содержащее информацию о наименовании крупной сделки, необходимости ее совершения, соответствии уставу (предмету, целям и видам деятельности) учреждения, стоимости сделки, об условиях ее оплаты и о других существенных условиях ее заключения;
- 3) мотивированное обоснование выбора контрагента;
- 4) проект соответствующего договора, содержащий условия совершения крупной сделки;
- 5) подготовленный в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, с которым предполагается совершить крупную сделку, произведенной не ранее чем за три месяца до представления отчета, за исключением случаев приобретения федерального имущества;
- 6) сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов, должников, суммы задолженности и дат возникновения задолженности с выделением задолженности по заработной плате, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и указанием статуса данной задолженности (текущая или просроченная).
При проведении электронного аукциона технологической академии нужно ли получать одобрение крупной сделки от органа, осуществляющего полномочия учредителя? Сделка на охрану и уборку превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения.
В августе заключили контракт, сумма которого превышает допустимый предел для заключения без согласования с учредителем. И спустя месяц после заключения контракта, юрист объявляет мне о моем проступке, который заключается в том, что я заключила контракт без согласования с учредителем. Я недавно работаю в бюджетном учреждении, хотя опыт работы с закупками около 3 лет (со стороны заказчика), но никогда ранее я не сталкивалась с ограничением по сумме сделки со стороны заказчика. Считаю, что моей вины в данном случае нет. Отслеживать крупность сделки не входит в полномочия и обязанности контрактного управляющего. Помогите разобраться с этим вопросом.
Приказом Минобрнауки России от 18.11.2010 N 1188 утвержден Порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, крупных сделок (Приложение 1) (далее — Порядок N 1188). При этом ограничение размера крупной сделки не распространяется на заключение договоров по оказанию учреждением за плату работ (услуг) в рамках разрешенных учреждению видов деятельности.
Решить указанную проблему позволяет установленный ст. 41.3. Закона № 94-ФЗ порядок прохождения участниками размещения заказа аккредитации на электронной площадке. В силу п. 8 ч. 2 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ для получения аккредитации на ЭТП участник размещения заказа предоставляет в составе документов и сведений решение об одобрении или совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа – юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки. После прохождения участником размещения заказа аккредитации на электронной торговой площадке оператор ЭТП вносит указанные документы и сведения (в т. ч. вышеуказанное решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа – юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме по одной такой сделке) в реестр участников размещения заказа, получивших аккредитацию.
Если предметом сделки является имущество, стоимость которого превышает 50% от балансовой стоимости активов АО, то она, согласно п. 3 ст. 79 Закона № 208-ФЗ, подлежит одобрению общим собранием акционеров. При этом крупную сделку должны одобрить акционеры, владеющие голосующими акциями (владельцы привилегированных акций в голосовании не участвуют). Крупная сделка будет считаться одобренной, если за нее будет отдано 3/4 голосов акционеров, владеющих обыкновенными акциями (квалифицированное большинство). Если порядок одобрения крупной сделки был нарушен, то в соответствии с п. 6 ст. 79 Закона № 208-ФЗ она будет признана недействительной.
Для автономного учреждения в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” крупной признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей указанного имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя такого учреждения. Функции и полномочия учредителей в отношении государственных учреждений, созданных Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципальных учреждений, созданных муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Более того, не допускается требовать от участника размещения заказа предоставления иных документов и сведений, за исключением перечисленных в п. 4 ст. 25, п. 3 ст. 35, п. 7 ст. 41.8 Закона № 94-ФЗ. Закон не обязывает участника размещения заказа документально подтверждать, будет ли являться сделка на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, обеспечения исполнения контракта крупной.
Как мы уже отметили, крупной сделкой считается та, величина которой превышает 10% балансовой стоимости активов учреждения по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Отчетность бюджетного и автономного учреждений составляется в соответствии с Инструкцией N 33н .
Поступившее в Минкультуры обращение со всеми приложениями регистрируется и направляется в курирующий учреждение отраслевой департамент. Он, в свою очередь, направляет запросы в Департамент экономики и финансов, Нормативно-правовой департамент, а также в Департамент управления имуществом и инвестиционной политики (если учреждение планирует совершить крупную сделку, предметом которой является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия, а также выполнение проектно-изыскательских работ на указанных объектах).
Ооо производит сравнение объекта подписываемой сделки со стоимостью своего имущества, зафиксированной в соответствии со сведениями бухгалтерского отчета за крайний отчетный период. В ситуации с ао базой сравнения служит балансовая стоимость активов этой организации на крайнюю отчетную дату, что зафиксировано в ст.78 ФЗ №208. Разъяснение термина крупной сделки для организаций указанных организационно-правовых форм схоже, однако есть и нюансы. Ключевое отличие понятия крупной сделки для ао и ооо заключается именно в том, что организации с первой формой собственности учитывают общую стоимость активов в роли базы сравнения, а в случае с ооо за основу берется стоимость имеющегося у него имущества. Исчисление стоимости имущества ооо и активов ао осуществляется в соответствии с актуальными данными бухучета.
Согласно п. 12 Порядка N 586 в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о согласовании передачи учреждением имущества (либо отказе в согласовании) Минкультуры направляет в учреждение или вручает уполномоченному представителю учреждения письмо о согласовании крупной сделки (либо отказе в согласовании). Решение о предварительном согласовании совершения крупной сделки (либо отказе в согласовании) действительно в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ответственность руководителя. Помимо возникновения риска признания сделки недействительной, несоблюдение процедуры согласования крупных сделок может привести еще к одному негативному последствию. Речь идет о наступлении для руководителя государственной (муниципальной) организации материальной ответственности.
5. В случае, если крупная сделка, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50 процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, одновременно является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и в соответствии с настоящим Федеральным законом вопрос о согласии на совершение крупной сделки вынесен на рассмотрение общего собрания акционеров (глава XI настоящего Федерального закона), решение о согласии на совершение крупной сделки считается принятым, если за него отдано количество голосов, необходимое в соответствии с пунктом 4 статьи 49 настоящего Федерального закона, и большинство голосов всех не заинтересованных в сделке акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров. В случае, если крупная сделка, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50 процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, одновременно является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и в соответствии с настоящим Федеральным законом вопрос о согласии на совершение крупной сделки вынесен на рассмотрение общего собрания акционеров (глава XI настоящего Федерального закона), решение о согласии на совершение крупной сделки принимается в порядке, предусмотренном главой XI настоящего Федерального закона.
3. Решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50 процентов балансовой стоимости активов общества, принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.
Решение о согласии на совершение крупной сделки может также содержать указание на минимальные и максимальные параметры условий такой сделки (верхний предел стоимости покупки имущества или нижний предел стоимости продажи имущества) или порядок их определения, согласие на совершение ряда аналогичных сделок, альтернативные варианты условий такой сделки, требующей согласия на ее совершение, согласие на совершение крупной сделки при условии совершения нескольких сделок одновременно.
Положения абзаца третьего настоящего пункта не применяются к сделкам акционерных обществ, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный указом Президента Российской Федерации об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, а также акционерных обществ, 50 и более процентов акций которых находятся в собственности Российской Федерации и (или) в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации в управлении этим обществом («золотая акция»).
В решении о согласии на совершение крупной сделки могут не указываться сторона сделки и выгодоприобретатель, если сделка заключается на торгах, а также в иных случаях, если сторона такой сделки и выгодоприобретатель не могут быть определены к моменту получения согласия на совершение такой сделки.
Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 61 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки, помимо прочего, решение об одобрении или о совершении по результатам таких аукционов сделок от имени этого участника закупки — юридического лица с указанием информации о максимальной сумме одной сделки. В случае если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица, данное решение принимается в порядке, установленном для принятия решения об одобрении или о совершении крупной сделки. В иных случаях данное решение принимается лицом, уполномоченным на получение аккредитации от имени этого участника закупки — юридического лица.
В свою очередь, согласно п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. На уровне субъектов РФ порядок предварительного согласования крупных сделок, совершаемых государственным бюджетным учреждением, утверждается соответствующими ведомствами*(1).
Особых требований к оформлению решения о предварительном согласовании совершения государственным учреждением крупной сделки законодательством не предусмотрено. Такое решение может оформляться письмом, приказом, протоколом, распоряжением и т.п.*(2) При этом необходимо учитывать, что по смыслу положений п. 8 ч. 2 ст. 61, п. 2 ч. 23 ст. 68 Закона N 44-ФЗ в решении об одобрении сделки, предоставляемом при аккредитации, должна быть указана максимальная сумма одной сделки*(3).
————————————————————————-
*(1) Смотрите, например, распоряжение Министерства культуры Московской области от 17.05.2011 N 123-р «Об утверждении Порядка предварительного согласования совершения государственными бюджетными учреждениями сферы культуры Московской области крупных сделок».
*(2) Смотрите, к примеру, Примерную форму согласия учредителя бюджетного учреждения на совершение крупной сделки (подготовлено экспертами компании «Гарант»).
*(3) Смотрите, к примеру, Примерную форму решения собственника имущества унитарного предприятия об одобрении сделок по результатам электронных аукционов (подготовлено экспертами компании «Гарант»).
Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Федеральным законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Заинтересованными в совершении учреждением сделок с другими организациями или гражданами (далее – заинтересованные лица), лицами признаются руководитель учреждения, его заместители, а также лица, входящие в состав органов управления учреждения или органов надзора за его деятельностью.
Сделка считается крупной, если стоимость приобретаемого оборудования превышает 10% балансовой стоимости активов учреждения (при условии, что уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки), которая определяется по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (пункт 13 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ).
Нарушение правил о согласовании крупной сделки может повлечь признание ее недействительной по иску учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения. Вместе с тем в судебной практике иск о признании сделки недействительной не будет подлежать удовлетворению в случае принятия решения об одобрении крупной сделки к моменту рассмотрения указанного иска (постановление Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 9 декабря 1999 г. № 90/14 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Указанные разъяснения даны в отношении обществ с ограниченной ответственностью, однако бюджетные учреждения в случае необходимости могут попытаться урегулировать спорную ситуацию, ссылаясь на приведенное выше решение.
Так же, как и в случае с согласованием крупной сделки, порядок одобрения сделки с заинтересованностью учредитель устанавливает самостоятельно. Многие учредители издали приказы, которые регламентируют порядок согласования сделок с заинтересованностью. Рассмотрим порядок одобрения такой сделки на примере Приказа № 1188.
С точки зрения Закона № 7-ФЗ после выявления круга участников размещения заказа и до заключения с победителем договора поставки бюджетное учреждение должно получить одобрение учредителя на совершение сделки, если выяснится, что это сделка с заинтересованностью. В связи с указанными требованиями у учреждения могут возникнуть определенные сложности, обусловленные нормами Закона № 94-ФЗ.
Крупные сделки и сделки с заинтересованностью // Самое важное из новых разъяснений Верховного суда
Уточнено, как определять стоимость предмета сделки в договорах с периодическими платежами – договорах аренды, услуг, лицензионных договорах и др.: учитывается сумма платежей за весь срок действия договора, а когда договор бессрочный – то за один год (если же такое значение меняется в период действия договора – то наибольшая сумма платежей за один год) (п. 13 Постановления).
На прошлой неделе Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление «Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» (далее — Постановление). Одноименное Постановление Пленума ВАС РФ от 16 мая 2014 г. № 28 (далее – Постановление ВАС № 28) больше не применяется, за исключением двух разъяснений, о которых более подробно будет сказано ниже.
На первый взгляд может показаться, что ранее ВАС РФ подходил к вопросу более сдержанно: чтобы определить, должен ли был контрагент знать о совершении сделки с нарушением порядка одобрения крупных сделок, надо учитывать, насколько он мог установить наличие признаков крупной сделки и несоблюдение порядка одобрения, действуя разумно и проявляя требующуюся от него по условиям оборота осмотрительность (п. 4 Постановления ВАС № 28). Вместе с тем стоит обратить внимание на вышеотмеченную оговорку Верховного Суда – «по общему правилу» (п. 27 Постановления): в сущности, ее наличие подтверждает, что необходимость соблюдения принципов добросовестности и должной осмотрительности также сохраняется.
Постановление долгожданное, ведь после вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2023 г. № 343-ФЗ о внесении изменений в Законы об АО и ООО в части регулирования крупных сделок и сделок с заинтересованностью (далее – Закон № 343-ФЗ) прошло немало времени и вопросов накопилось изрядно (о некоторых их них – см. статью специалистов EY Law в «Вестнике экономического правосудия Российской Федерации»).
Во-вторых, Верховный Суд указал, что требование можно направить не только до, но и после совершения сделки. В последнем случае запускается процедура последующего одобрения сделки. Кроме того, отмечено, что оспаривать сделку можно без предъявления требования о ее одобрении. Очевидна поддержка подхода, что у лица, оспаривающего сделку, не должно быть неоправданных процедурных препятствий.
Наблюдательный совет автономного учреждения обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение пятнадцати календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения.
Отличительным признаком крупной сделки является то, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
В состав наблюдательного совета автономного учреждения входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности.
Индивидуальный предприниматель заключает договор с автономным учреждением (детские сады) на поставку продуктов питания сроком на один год. Будет ли такой договор относиться к крупной сделке? Сумма по договору в течение года превысит 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения. Если сделка все-таки является крупной, можно ли как-то этого избежать? Иначе придется получать одобрение наблюдательного совета автономного учреждения.
Крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с Законом № 174-ФЗ автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог.
Крупные сделки бюджетных учреждений
Во-вторых, нужно понимать, как рассчитывается балансовая стоимость активов БУ, на основании которой определяется стоимостный порог крупной сделки. В соответствии с последними имеющимися разъяснениями Минфина по этому поводу показатель балансовой стоимости активов БУ на конец отчетного периода отражается по строке 410 в графе 10 баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) и включает в себя как показатели стоимости нефинансовых активов (с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов), так и показатели финансовых активов (расчеты по доходам, по выданным авансам, с подотчетными лицами, расчеты по ущербу и иным доходам, прочие расчеты, в том числе с учредителем) . Если мы ознакомимся с бухгалтерской отчетностью отдельных бюджетных учреждений на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях bus.gov.ru, то увидим, например, что данный показатель на конец 2023 года у МБУ «Дворец культуры имени В.В. Радула» Исилькульского муниципального района Омской области составлял 464 878,04 руб., а вот у ФГБУ культуры «Государственный Русский музей» почти в полторы тысячи раз больше — 684 345 476,59 руб. Соответственно, 10%-ные пороги крупных сделок у этих бюджетных учреждений будут разными — в первом случае крупной будет сделка с «ценой вопроса», превышающей 46 487,8 руб., а во втором — 68 434 547,66 руб. Например, если этот дворец культуры захочет приобрести оргтехнику стоимостью 50 тыс. руб. или сдать в аренду уже имеющуюся оргтехнику с той же стоимостью, которая не относится к категории особо ценного движимого имущества, такая сделка будет считаться крупной.
Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя БУ (абз. 1 ч. 13 ст. 9.2 Закона об НКО). Правила согласования совершения крупной сделки устанавливаются на уровне конкретного учредителя. Рассмотрим для примера правила, установленные Судебным департаментом при ВС РФ в отношении своего единственного подведомственного БУ «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» .
Учредитель не ограничивается только согласием или отказом учреждению в совершении крупной сделки — впоследствии в целях анализа соблюдения предварительно согласованных условий крупной сделки учреждение должно представить в комиссию информацию о полном выполнении договорных обязательств сторонами в течение 10 рабочих дней с даты окончания обязательств по крупной сделке.
У бюджетных учреждений крупной признается сделка (или несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законодательством БУ вправе распоряжаться самостоятельно), с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов БУ, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом БУ не предусмотрен меньший размер крупной сделки .
Во-первых, необходимо понимать, какого рода сделки могут относиться к крупным. Распоряжение денежными средствами — это, по сути, только закупки учреждением товаров, работ и услуг (ТРУ). Вторая категория возможных крупных сделок — отчуждение бюджетным учреждением имущества, которым оно вправе распоряжаться без согласия учредителя, то есть движимым имуществом, которое не является особо ценным движимым, и любым недвижимым имуществом (ч. 10 ст. 9.2 Закона об НКО). Здесь речь может идти о сдаче имущества в аренду, предоставлении его в безвозмездное пользование, использовании этого имущества в качестве залога.
Образец справки о том, что сделка не является крупной 2023 г
Условия признания сделки крупной устанавливаются законодательством и различаются в зависимости от типа юридического лица. Стоит отметить, что к разряду крупных сделок вне зависимости от типа организации может быть отнесена не только одна операция, но и несколько взаимосвязанных.
- делает запись об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на него либо сведениями о нем, в нужной карте сведений об объекте учета или о таком лице и заверяет ее надлежащим образом. Если изменившаяся информация содержится в других картах сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на него либо сведениями о нем, то правообладатель представляет запись по каждой из них;
- копии документов, подтверждающих новые сведения об объекте учета или о соответствующем лице, заверенные надлежащим образом.
В случае, если бюджетное (автономное) учреждение не выполнит требования по согласованию (одобрению) крупной сделки, то такая сделка может быть признана недействительной по иску учреждения или его учредителя. Для признания сделки недействительной нужно будет доказать, что другая сторона о сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения (одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения).
В уставе учреждения размер крупной сделки может быть уменьшен.Как мы видим, в качестве критериев отнесения сделки к крупным здесь выступают:- предмет договора (то есть то, по поводу чего заключен договор (это могут быть договоры купли-продажи (поставки), аренды, залога и т.д.));- стоимостный критерий (цена сделки, стоимость имущества).При этом поименованные выше критерии взаимосвязаны между собой.
Связана с покупкой, отчуждением имущества (кредит, ссуда, заем, залог, поручительство), в результате чего возникает нужда в направлении обязательного предложения, согласно законодательству. Предусматривает обязательство со стороны Общества о передаче имущества во временное распоряжение третьей стороне с переходом права.
29 Июн 2021 uristpolik 244