Общедомовые Нужды С 01012023

«Коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, будут оплачиваться управляющей организацией или товариществом собственников жилья, а также жилищным кооперативом при расчете с организациями ‑ поставщиками данных услуг из денежных средств, внесенных в качестве платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме», – поясняется на сайте Совета Федерации.

Опубликован Федеральный закон от 28.06.2023 № 229-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Изменения коснулись закона «О статусе столицы РФ» и Жилищного кодекса РФ. Закон позволяет сохранить в Москве сложившийся порядок оплаты содержания жилья, а именно не выделять отдельно плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общедомового имущества.

  • законопроект направлен на сохранение в городе Москве существующей системы расчетов и внесения платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, имеющей отличия от системы, введенной Федеральным законом от 29 июля 2023 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса РФ»;
  • в Москве плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включена в состав платы за содержание жилого помещения, никогда не выделялась отдельной строкой и жителями отдельно не оплачивалась, перерасчет размера расходов за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при ежегодной корректировке ставки за содержание и ремонт жилого помещения.
    Оплата электрической энергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, производится по фактическим показаниям приборов учета, установленных на потребляющих устройствах (силовое оборудование, освещение мест общего пользования, пожарная автоматика и дымоудаление);
  • в настоящее время в Москве собственники оплачивают коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, за счет платы за содержание жилого помещения. При этом управляющая организация или товарищество собственников жилья либо кооператив оплачивают коммунальные ресурсы, потребленные при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за счет платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
  • такая сложившаяся система является понятной и привычной жителям Москвы и обеспечивает высокую собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Чтобы урегулировать ситуацию, Минстрой РФ выпустил разъяснения, в которых разрешил использовать не нормативы, а показания общедомовых счетчиков. Это значит, что жители многоквартирных домов будут платить за фактическое потребление ресурсов пропорционально доле собственности. При этом уточняется, что очередного роста сумм не произойдет — максимальная величина расходов установлена. Там, где счетчиков нет, будут применяться нормативы.

Напомним, с 1 января 2023 года общедомовые нужды были вынесены за пределы графы «коммунальные услуги» в графу «жилищные услуги / содержание жилья». Управляющие компании и ТСЖ должны были вести расчет, исходя из региональных нормативов. При этом суммы в платежках увеличились в разы, хотя ведомство неоднократно отмечало, что расходы свыше нормативов управляющие компании и ТСЖ должны взять на себя. Множество вопросов возникло и у самих УК в процессе расчетов.

«Нововведения в сфере ЖКХ часто сопряжены с такими коллизиями, потому что само по себе законодательство очень сложное и всегда требует методических разъяснений. С момента выхода очередного закона до разъяснений методики его применения иногда проходит три месяца и более. Все это время расчетные организации пытаются самостоятельно истолковать закон и по-своему его применить. Вопрос с переносом ОДН в жилищные услуги — один из таких случаев. Управляющим компаниям и ТСЖ надо быть готовыми, что в будущем они столкнутся с необходимостью делать перерасчеты сумм, начисленных за январь 2023 года. А для этого важно не просто настроить программу для корректного расчета, но и впоследствии иметь возможность автоматически пересчитать прошлые периоды», — считает руководитель проекта Контур.ЖКХ Евгений Шонов.

1. О случаях включения в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества с учетом новых правил оплаты коммунальных услуг.
Частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила N 354), в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее — Правила N 491) изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2023 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении. В соответствии с частью 11 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ начиная с 2023 года при утверждении и применении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не учитываются расходы граждан, связанные с оплатой коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды в 2023 году.
Если в многоквартирном доме выбран способ управления непосредственное управление или способ управления не выбран или не реализован, то оплата холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется потребителями в таком многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги, которая в указанном случае включает плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, в случае если в многоквартирном доме выбран способ управления непосредственное управление или способ управления не выбран или не реализован, то при утверждении и применении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги расходы граждан, связанные с оплатой коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, учитываются.
При этом, необходимо обратить внимание на порядок внесения платы тепловой энергии, используемой в многоквартирном доме в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 вне зависимости от способа управления многоквартирным домом, весь объем тепловой энергии, используемой в многоквартирном доме в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, оплачивается потребителями в составе платы за коммунальную услугу по отоплению. Потребители вносят плату за коммунальную услугу по отоплению совокупно без разделения на плату за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества, в том числе после 1 января 2023 года.

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании приказа ДЖКХиЭ Воронежской области от 19.06.2023 N 128, вступившего в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования (опубликован в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» http://www.govvrn.ru — 22.06.2023). Есть неопределенность с датой окончания действия документа, связанная с исчислением срока вступления в силу отменяющего документа. Подробнее см. Справочную информацию.
____________________________________________________________________

Читайте также:  Миграционая Амнистия Таджикам 2023

Как уже говорилось, плата за ОДН с 1 января 2023 года перенесена в разряд расходов на содержание общего имущества, это значит, что строка ОДН в квитке должна исчезнуть. Теперь давайте определимся, что такое общедомовое имущество. Оно строго определено ст. 36 п. 1 Жилищного Кодекса РФ и включает в себя все помещения многоквартирного дома, служащие для общего пользования, исключая квартиры:

В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по отоплению), рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

Оплата коммунальных услуг – процедура, с которой сталкивался практически каждый человек. Вместе с тем владелец жилища в доме многоквартирного типа, обязан нести обязательства по затратам на обслуживание принадлежащим ему помещений, а также принимать участие в погашении затрат на содержание совместного имущества в доме.

Cлужба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области

В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, потребитель в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее – коммунальные услуги ОДН).

Согласно пункту 44 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.

«При этом объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 и 12 приложения № 2 к настоящим Правилам. В случае если указанный объем за расчетный период (расчетный месяц) составляет отрицательную величину, то указанная величина учитывается в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах) при определении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящегося на жилое (нежилое) помещение.»

С 01.01.2023 в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2023 № 2184 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части урегулирования вопроса передачи установленных застройщиком приборов учета электрической энергии гарантирующим поставщикам» пункт 44 Правил №354 дополнен следующим абзацем:

Многоквартирный дом (далее – МКД) оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии (далее – ОДПУ). Объем электроэнергии за период с 01.01.2023 по 28.02.2023 согласно показаниям ОДПУ, а также объем электроэнергии, потребленной в жилых (нежилых) помещениях согласно показаниям индивидуальных приборов учета, представлены в таблице.

Как с; 1; июля изменился расчёт платы за; ОДН в; домах без; УО и; ТСЖ

ПП РФ № 950 изменило эту ситуацию. С 1 июля 2023 года абз. 2 п. 44 ПП РФ № 354 утратил силу, и теперь расчёт платы за все коммунальные услуги, кроме теплоснабжения, в домах без УО/ТСЖ/ЖК ведётся исходя из фактического потребления, по показаниям приборов учёта. РСО вправе выставить жителям МКД весь потреблённый объём.

Эксперт в видео рекомендует поставщикам ресурсов сначала системно проработать вопрос в каждом конкретном доме, а затем уже выставлять плату за ОДН по факту потребления. Если объём ОДН в доме большой, РСО следует провести ряд мероприятий для его снижения. Что нужно сделать, вы можете узнать, посмотрев выпуск онлайн-журнала.

ПП РФ № 950 в основном касается энергосбытовых и сетевых компаний: согласно документу, теперь они будут устанавливать, обслуживать и ремонтировать приборы учёта электроэнергии. Но есть в нём одно изменение, которое касается и других РСО, поставляющих ресурсы в многоквартирные дома с непосредственным или невыбранным/нереализованным способом управления. Рассказываем подробнее.

Для реализации этого нововведения были внесены изменения сразу в несколько нормативно-правовых актов:

  • «Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» (ПП РФ № 861).
  • «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме» (ПП РФ № 491).
  • «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (ПП РФ № 354).
  • «Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями» (ПП РФ № 124).
  • «Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» (ПП РФ № 290).

Если поставщик ресурса не хочет проблем с органами власти и надзора и негатива в СМИ и соцсетях в свой адрес, выставлять потребителям ОДН исходя из факта, а не норматива следует только после того, как проведена работу по снижению ОДН в доме. Как отметила Елена Шерешовец, изменения в законодательстве – хороший стимул для проведения мероприятий по уменьшению объёмов ОДН в домах с непосредственным управлением, ведь иногда на них просто нет ни времени, ни сил, ни рабочих рук.

Общедомовые нужды воды и водоотведение с 01012023 нужно ли платить

Пocлe этoгo coбиpaютcя пoкaзaния квapтиpныx cчeтчикoв, paccчитывaeтcя пoтpeблeниe вoды пo кaждoй квapтиpe и oбщaя cyммa pacxoдa вoды вceми жильцaми. Пoкaзaния oбщeдoмoвoгo и индивидyaльнoгo yчeтa cpaвнивaютcя, paзницa мeждy ними и ecть pacxoд нa oбщeдoмoвыe нyжды.

УК сами вписывали в квитанции счета за общедомовые нужды — без контроля и по своим схемам. А с поставщиками ресурсов рассчитывались по фактическому потреблению. Это позволяло им извлекать прибыль за счет жильцов дома. Например, сдавать лифтерную под салон красоты, а расход воды распределить между жильцами.

Это укрупненный показатель. Он не учитывает объем воды на полив комнатных растений или другие расходы, не сливаемые в канализацию. Что это значит для обычного потребителя? Например, израсходовав в месяц 12м 3 холодной воды и 5м 3 горячей, ему придется заплатить за отведение 17м 3 сточных вод.

Правительством РФ принято Постановление от 28.03.2012 № 253, подпункт «б» пункта 2 которого устанавливает:
«2. Установить, что требования, утвержденные настоящим постановлением:

б) применяются к отношениям, вытекающим из договоров поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, заключенных управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями до вступления в силу требований, утвержденных настоящим постановлением, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих требований».

Общедомовые нужды (ОДН) – одна из статей расходов, включенных в коммунальный платеж жильцов. Это понятие касается только многоквартирных домов – в индивидуальных жилых строениях нет общего жилищного хозяйства. В ОДН входит обеспечение функционирования домовых помещений общего пользования (п.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ):

Минстрой объяснил, как платить за общедомовые нужды

Из-за этого для жильцов некоторых домов с датчиками движения, современными лифтами и утепленными подъездами с 1 января выросли расходы на содержание общего имущества. Например, в прошлом году управляющая компания считала общедомовые нужды по своей схеме, учитывала энергосберегающие мероприятия и фактический расход. А с этого года стала считать общедомовые нужды по нормативу — как написано в законе. Из-за неправильного толкования закона жильцам приходится платить больше.

До 1 января 2023 года общедомовые нужды указывались в квитанциях отдельной строкой. Управляющие компании по-разному начисляли эти платежи, а нормативы никто не регулировал. В одном доме за свет в подъезде жильцы платили по 200 рублей, а в другом — по 1000 рублей.

С 1 января за общедомовые нужды платят по региональным нормативам. Некоторые управляющие компании использовали новый закон, чтобы дополнительно обогатиться за счет жильцов. Они начисляли оплату за общедомовые нужды по нормативам, даже если в доме экономили электроэнергию и воду на общие нужды.

Например, в одном кирпичном доме с центральным водоснабжением и канализацией установлены датчики движения, энергосберегающие лампочки и терморегуляторы. В другом таком же доме через дорогу всегда горит свет на площадках, входная дверь может быть открыта даже зимой, а батареи в подъезде включены на полную мощность до 10 апреля. Или в одном доме есть маленький двор с детскими качелями и песочницей, а в соседнем дворе жильцы разбили клумбы, установили фонтан и теперь расходуют много воды.

Например, в одном доме УК работает хорошо: в подъездах утеплили двери, установили датчики движения и доводчики, отремонтировали кран в подвале, вставили пластиковые окна на площадках. В другом доме УК работает плохо: из окон на лестничных пролетах дует, батареи работают на полную мощность, в подвале протекают трубы, а свет у входной двери никогда не выключается. Вторая компания не сможет включить перерасход электроэнергии и воды в квитанции жильцов и сама заплатит за превышение нормативов.

Читайте также:  Продажа садового участка 2023

Обслуживание общедомового имущества и плата за ОДН в составе жилищных услуг включаются в расчеты за электричество, газ, водоотведение, канализацию и прочие использованные ресурсы. К примеру, в новой платежке в графе «Электричество» теперь содержатся данные не только об объеме энергии, потребленной отдельной квартирой, но и о расходах на освещение в лифте и подъезде.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (ППРФ от 06.05.2023г. №354) с 1 сентября на смену электроэнергии мест общего пользования (МОП) пришла услуга, которая называется электроэнергия на общедомовые нужды (ОДН). Раньше МОП начислялся по отдельному счетчику, к которому было подключено только освещение лестничных пролетов, подвалов и придомовой территории.

Например, в одном кирпичном доме с центральным водоснабжением и канализацией установлены датчики движения, энергосберегающие лампочки и терморегуляторы. В другом таком же доме через дорогу всегда горит свет на площадках, входная дверь может быть открыта даже зимой, а батареи в подъезде включены на полную мощность до 10 апреля. Или в одном доме есть маленький двор с детскими качелями и песочницей, а в соседнем дворе жильцы разбили клумбы, установили фонтан и теперь расходуют много воды.

Н – это значение ОДН на конкретный объект потребителя (то есть на один лицевой счет), это стандартное число, применяющееся для всех расчетов, К – это общее количество граждан проживающих в доме, С – это общее значение всех жилых и нежилых в конкретном многоквартирном доме.

Если в многоэтажке монтирован прибор учета потребления электроэнергии, общедомовые нужды определяют работники Энергонадзора совместно с представителем дома, выбранным на собрании жильцов. За основу берется разница между показателями общедомового счетчика и совокупными значениями счетчиков, установленных в каждой квартире многоэтажки, сюда же входят жилые квадратные метры, не оборудованные датчиками.

В соответствии с пунктом 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

В соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Позиция Минстроя России, изложенная в ответах заявителям, является аргументацией, а не вещественным доказательством при разрешении спорных вопросов между участниками отношений, а органы судебной власти, в силу их независимости, самостоятельно осуществляют оценку и толкование правовых норм.

Таким образом, исходя из действующего законодательства, плата рассчитывается как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Расчет производится следующим образом:

На размер оплаты также влияет своевременность передачи показаний счетчиков всеми собственниками квартир. Если кто-то из соседей не передавал показания или передал их позже 25 числа, то начисления им будут произведены исходя из среднего потребления. Соответственно размер оплаты ОДН будет выше или ниже фактического. Затем, после передачи показаний прибора учета, всем жителям многоквартирного дома будет сделана корректировка оплаты ОДН.

Многоквартирные дома с непосредственным управлением — это жилые дома до 30 квартир, в которых нет управляющей компании или ТСЖ. В таких домах жители самостоятельно следят за внутридомовым оборудованием, снимают и передают показания индивидуальных и общедомовых приборов учета.

  • проверка приборов учета во всех квартирах для выявления неисправных счетчиков;
  • установка энергосберегающего оборудования — датчиков движения, энергосберегающих и светодиодных ламп;
  • своевременная передача показаний индивидуальных и общедомовых приборов учета с 23 по 25 число. Для этого рекомендуем выбрать старшего по дому, который будет собирать все данные и передавать их в «ТНС энерго Ростов-на-Дону».

Эволюция ОДН

Нормативно-правовыми актами предусмотрен порядок содержания общего имущества, обязанность по его оплате предусмотрена в статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации. Таким образом, жильцы обязаны оплачивать не только электроэнергию и другие ресурсы, потребленные в квартире, но и затраченные на нужды дома. В свою очередь Постановление Правительства №354 ( а именно пункт 63 и 64) говорит о том, что управляющая компания обязана приобретать у ресурсовиков электроэнергию, воду, тепло на содержание общего имущества. Отказаться от заключения такого договора УК или ТСЖ не имеют права. Какое-то время Барнаульская горэлектросеть не принуждала управляющие компании к заключению договоров . Одним словом, все было отдано на откуп доброй воли жилищных организаций. Однако время шло и управляющие компании не проявили особого рвения брать на себя ответственность за расчеты по ОДН. Скажу, что с начала этого года социальная миссия Барнаульской горэлектросети завершена. Договоры будут заключены в добровольном или в принудительном порядке. Барнаульская горэлектросеть уже направила всем жилищным организациям пакет документов и по истечении 30 дней, не зависимо от того подпишет его УК или нет, договор будет считаться заключенным. К слову, само подписание договора не является камнем преткновения, потому что формально процедура соблюдена. Договор подготовлен и направлен в УК или в ТСЖ. Существует судебная практика, согласно которой физическое подписание договора не является обязательным. Сам факт потребления ресурса является подтверждением того, что Управляющая компания несет ответственность перед ресурсоснабжающей компании за оплату электроэнергии. Данная позиция подтверждена в Верховном суде РФ.

Выход есть всегда. Если управляющая компания или ТСЖ обоснуют жильцам, по каким причинам потребление электроэнергии в их доме невозможно уместить в норматив, на общем собрании может быть принять абсолютно легитимное решение – оплачивать КР на СОИ по общедомовому прибору учета. Однако для этого УК и ТСЖ нужно взять бразды правления в свои руки и начать работать с жильцами, чего многие делать не хотят. Законодательно такая возможность предусмотрена, и мы знаем большое количество домов, где данная система расчетов успешно применяется.

Начисления за ОДН или КР на СОИ это всегда трудоемкая работа. Мы производим начисление УК по общедомовому прибору учета , а УК в свою очередь должна провести начисление каждому собственнику многоквартирного дома. Возникает ответственность за каждую рассчитанную цифру. Когда Барнаульская горэлектросеть начисляла жильцам услугу «ОДН», эту ответственность несли мы, а должны были нести управляющие компании, что было для них весьма удобно. В случае неверного начисления, санкции контролирующих органов предъявлялись БГЭС, но не УК. Кроме того, все расходы по проведению расчетов и взысканию долгов так же были не выгодны управляющим компаниям. Гораздо проще было это делать с помощью энергетиков, но законодатель распределил роли, обязанности и ответственность по-другому.

Барнаульская горэлектросеть больше не начисляет «ОДН». Энергетики массово разослали соответствующие договоры управляющим компаниям и ТСЖ. С 1 апреля услуга будет окончательно интегрирована в платежки жилищных организаций в качестве «коммунального ресурса на содержание общего имущества» (КР на СОИ). Строку «ОДН» в квитанциях БГЭС увидят только те, кто в свое время накопил за нее долги, и жители домов с непосредственной формой правления. С чем связано реформирование расчетов за общедомовые нужды, рассказала руководитель группы по работе с дебиторами Отдела продаж электроэнергии юрлицам БГЭС Оксана Пучкина.

Читайте также:  2023 подтверждение внж какая сумма

Точкой отсчета можно считать принятие в сентябре 2012 года Постановления Правительства №354, а именно «Правил предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме». После этого в квитанциях Барнаульской горэлектросети появилась услуга «ОДН» или «Электроснабжение общедомовых нужд». Будет неправдой утверждать, что жильцы раньше не платили за общедомовые нужды. «ОДН» был, но в усеченном варианте. В виде электросчётчиков на места общего пользования, МОПов, которые не охватывали потребление электроэнергии всем домом, включая присоединенные к дому нежилые помещения (магазины, гаражи, киоски и пр.). Соответственно, выявить энерговоровство было сложнее, ресурс не учитывался полностью, энергетики несли убытки. Именно для того, чтобы научить потребителей считать электроэнергию и был создан «ОДН». Замена расчетов по МОП на расчеты за ОДН в свое время вызвал волну негодования. Однако политический курс государства был взят в сторону энергосбережения и закон №261 «Об энергосбережении» был принят еще до «ОДН», в 2009 году. Поступательно учились экономить везде – на производстве, в бюджетных учреждениях и наконец-то в многоквартирных домах. В 2023 году «ОДН» перевели из коммунальных услуг в жилищные. Простыми словами, забрали у ресурсовиков и отдали управляющим компаниям в виде «КР на СОИ». Начисления ограничили нормативом, а всю разницу между показаниями общедомового прибора учета и норматива возложили на жилищные организации. Таким образом, произошла «эволюция ОДН», сначала ресурс научились считать, теперь мы учимся его экономить.

Однако если домом управляет УК, то трата воды сверх норматива будет ее убытком, ведь именно управляющая организация ответственна за обеспечение надлежащего содержания общего имущества, а значит и за то, чтобы фактический объем КР на СОИ не превышал норматива.

Применявшиеся до настоящего момента нормативы потребления воды устанавливались муниципальными администрациями. Они уже включали расходы на общедомовые нужды. Предъявлять гражданам плату за КР на СОИ в этот период было нельзя: получилось бы, что жители оплачивают одну и ту же услугу дважды.

Начисление КР на СОИ производится на общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома. По закону к этой площади относятся межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, тамбуры, холлы, вестибюли, колясочные, помещения для охраны либо консьержа, не принадлежащие отдельным собственникам. При этом чердаки и подвалы при начислении платы за КР на СОИ по воде и водоотведению не учитываются.

Чтобы такого не возникало, законодательство предоставляет управляющим организациям и ТСЖ целый ряд инструментов для качественного учета потребляемых коммунальных ресурсов. Это и проведение проверок работы счетчиков в квартирах и правильности их показаний, и проверки наличия незаконных врезок к внутридомовым сетям, и упрощенный порядок составления актов о фактическом проживании незарегистрированных квартирантов без счетчиков, и повышающие коэффициенты на воду для жильцов, не установивших счетчики.

Если говорить о воде, то в КР на СОИ входит влажная уборка подъездов, промывка систем коммуникации, полив прилегающих к дому клумб и газонов. Также к КР на СОИ относится вода, потраченная на сброс из системы отопления при проведении ремонта и при опрессовке. Сюда же приплюсовываются технологические потери воды в связи с особенностями труб, стояков, радиаторов и других элементов водопровода.

Как управляющие компании наживаются на оплате жильцами общедомовых нужд

Обычно для установления суммы ОДН определяют общие затраты всего дома, потом отнимают от них то, что затратили жильцы, а потом распределяют остаток по всем жильцам. Понятно, что это чрезвычайно упрощённая методика, которые в ряде случаев позволяет устанавливать цифры чуть ли не произвольно.

Первостепенной задачей является добиться того, чтобы они не пытались бы брать больше. Наиболее простой способ это установить — сравнить платёжки за 3-4 последних месяца. Если сумма ОДН «прыгает», то это верный признак того, что УК пытается брать с жильцов больше норматива.

Жильцам приходится переплачивать за все неисправные трубы и проводку. Невозможно установить точно, сколько воды будет потеряно, если какое-то соединение пришло в негодность. И это только одна причина того, почему показатели ОДН могут сильно отличаться от разумных.

При подсчёте, если результат оказался выше норматива, то всё равно граждане оплачивают по нормативу. В управляющих компаниях это восприняли как сигнал — везде и всюду по нормативу и брать. Очень редко какая УК выдаёт показатели ниже норматива ОДН. И с этим бороться тоже нужно, но очень сложно.

В их число входят:

  • завышение реальной стоимости расходов на энергоресурсы или работы;
  • неисполнение работ, которые тем не менее оплачиваются гражданами;
  • использование разницы между показанием счётчика и нормативом;
  • сокрытие доходов, полученных от аренды общедомового имущества.

— установить общедомовые и индивидуальные приборы учета, отвечающие современным техническим требованиям и имеющие одинаковый класс точности не выше 2.0 для индивидуальных приборов учета и 1.0 для общедомовых приборов учета. Это позволит сократить неучтенный расход электроэнергии, связанный с погрешностью средств измерения электроэнергии;

В соответствии постановлением Правительства от 2006 года № 491 обязанность по содержанию и поддержанию в надлежащем состоянии внутридомовой электрической сети и внутриквартирного оборудования несут собственники помещений в многоквартирном доме или управляющая (обслуживающая).

В многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, расчет производится исходя из нормативов, утвержденных постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области. Большое значение в этой ситуации оказывает степень благоустройства дома.

В многоквартирных домах, оборудованных приборами учета, в которых расчеты осуществляет управляющая организация, потребителям предъявляется к оплате объем общедомовых нужд, определенный исходя из показаний общедомового прибора учета, но не больше, чем нормативный объем.

— В состав общедомовых нужд попадает также энергопотребление в «квартирах-нормативщиках», в которых зачастую фактическое количество проживающих значительно превышает количество зарегистрированных. И, соответственно, потребление электроэнергии в таких помещениях значительно превышает размер платы, предусмотренной нормативом. А все превышения норматива автоматически переходят на общедомовые нужды.

Общедомовые нужды: платим по-новому

Квитанции за январь-февраль, которые потребители коммунальных услуг получили в феврале-марте текущего года, вызвали у горожан массу вопросов. У некоторых в графе «Плата за содержание жилого помещения» цифры значительно выросли, кроме того, в эту строку были включены расходы на ОДН. Почему в 2023 году курганцы стали больше платить за жилищные услуги и как теперь рассчитывается плата за содержание жилого помещения – на эти и другие вопросы отвечает директор Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана Павел Комогоров.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» определено, что нормативы потребления коммунальных ресурсов при содержании общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются с применением расчетного метода.

Говоря о причинах, которые привели к «удорожанию» услуги «Плата за содержание жилого помещения», также следует отметить, что прекратило свое действие распоряжение Правительства Курганской области от 2 ноября 2012 года № 308-р о запрете начисления платы за коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода) на общедомовые нужды в домах, где отсутствуют общедомовые приборы учета. В связи с этим начисление платы за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общедомового имущества, в городе Кургане теперь производится жителям всех без исключения многоквартирных домов.

Согласно данным разъяснениям, в том случае, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на ОДН. В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально.

Да, с 1 января 2023 года вступили в силу изменения в федеральном законодательстве, касающиеся начисления платы за ОДН. Они прописаны в Федеральном законе № 176-ФЗ от 29.06.2023 года «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также в постановлении Правительства Российской Федерации от 26.12.2023 года № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Adblock
detector