При исполнении кредитной организацией поручения налогоплательщика

НК РФ Статья 60

При предъявлении физическим лицом поручения на перечисление налога в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета), срок, установленный абзацем первым настоящего пункта для исполнения банком поручения налогоплательщика, продлевается в установленном порядке на время доставки такого поручения организацией федеральной почтовой связи в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на пять операционных дней.

1. Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (далее в настоящей статье — поручение налогоплательщика), а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье — поручение налогового органа) в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

3.1. При невозможности исполнения поручения налогоплательщика в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, или поручения налогового органа в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств (драгоценных металлов) на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа — в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленного подразделения).

4.2. Требование о перечислении налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье — требование о перечислении налога) должно быть направлено в банк в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной банком в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога.

Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации сумму налога. В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 46 настоящего Кодекса, а за счет иного имущества — в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 47 настоящего Кодекса.

Статья 60 НК РФ

2. Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается, за исключением операций по перечислению налога посредством осуществления трансграничного перевода денежных средств с использованием международных платежных карт, при осуществлении которого налогоплательщика обслуживает иностранный банк.

6. Правила, установленные настоящей статьей, также применяются при исполнении банком поручений местных администраций, организаций федеральной почтовой связи и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц — налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов).

Форма и форматы сообщения банка о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика или поручения налогового органа и порядок его передачи в электронной форме устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и распространяются на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сборов, страховых взносов, единого налогового платежа физического лица, пеней и штрафов.

3.1. При невозможности исполнения поручения налогоплательщика в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, или поручения налогового органа в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств (драгоценных металлов) на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа — в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленного подразделения).

5. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и распространяются на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сборов, страховых взносов, единого налогового платежа физического лица, пеней и штрафов.

2. Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается, за исключением операций по перечислению налога посредством осуществления трансграничного перевода денежных средств с использованием международных платежных карт, при осуществлении которого налогоплательщика обслуживает иностранный банк.

3.1. При невозможности исполнения поручения налогоплательщика в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, или поручения налогового органа в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств (драгоценных металлов) на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа — в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленного подразделения).

Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации сумму налога. В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 46 настоящего Кодекса, а за счет иного имущества — в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 47 настоящего Кодекса.

1. Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (далее в настоящей статье — поручение налогоплательщика), а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье — поручение налогового органа) в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Правила, установленные настоящей статьей, также применяются при исполнении банком поручений местных администраций, организаций федеральной почтовой связи и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц — налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов).

Читайте также:  Доплата за категорию учителям

4.2. Требование о перечислении налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье — требование о перечислении налога) должно быть направлено в банк в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной банком в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога.

Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации сумму налога. В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 46 настоящего Кодекса, а за счет иного имущества — в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 47 настоящего Кодекса.

При предъявлении физическим лицом поручения на перечисление налога в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета), срок, установленный абзацем первым настоящего пункта для исполнения банком поручения налогоплательщика, продлевается в установленном порядке на время доставки такого поручения организацией федеральной почтовой связи в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на пять операционных дней.

3.1. При невозможности исполнения поручения налогоплательщика в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, или поручения налогового органа в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств (драгоценных металлов) на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа — в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленного подразделения).

Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации сумму налога. В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 46 настоящего Кодекса, а за счет иного имущества — в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 47 настоящего Кодекса.

2. Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается, за исключением операций по перечислению налога посредством осуществления трансграничного перевода денежных средств с использованием международных платежных карт, при осуществлении которого налогоплательщика обслуживает иностранный банк.

4.2. Требование о перечислении налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье — требование о перечислении налога) должно быть направлено в банк в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной банком в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога.

6. Правила, установленные настоящей статьей, также применяются при исполнении банком поручений местных администраций, организаций федеральной почтовой связи и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц — налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов).

1. Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (далее в настоящей статье — поручение налогоплательщика), а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье — поручение налогового органа) в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Заплатили налоги через банк, у него отозвали лицензию

Согласно подп. 1 п. 3 ст. 45 Налогового кодекса обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет денежных средств со счета налогоплательщика в банке. При этом на счете клиента должен находиться достаточный денежный остаток на день платежа.

Если налог не поступил в бюджет вследствие недобросовестности либо неблагонадежности банка, налогоплательщик не вправе рассчитывать на компенсацию своих потерь за счет средств казны. Такой категоричный вывод сделан в Определении Верховного Суда РФ от 08.08.2023 N 307-КГ18-10845 по делу N А21-5034/2023.

Приведенный прецедент является не единичным и отражает общую тенденцию, наметившуюся в арбитражной практике. Так, в другой ситуации клиенту также пришлось отвечать за финансовые проблемы банка. В связи с отсутствием на корреспондентском счете банка достаточных средств, налоги по платежному поручению его клиента в бюджетную систему так и не поступили (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.03.2023 N Ф05-2361/2023 по делу N А40-152481/2023).

Обязанность по уплате налогов считается исполненной в тот момент, когда произошло изъятие части имущества налогоплательщика, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога. Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика средств в уплату налога.

Аналогичные выводы сделаны в Определении ВАС РФ от 14.08.2013 N ВАС-10433/13 по делу N А40-71911/12-91-398, Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.02.2011 по делу N А78-2527/2010, Постановлении ФАС Московского округа от 29.11.2010 N КА-А40/14502-10 по делу N А40-46441/09-114-267.

Статья 864

Тем не менее названная норма не имеет применения в данном виде. Несоответствие поручения требованиям к его содержанию действительно влечет последствия, предусмотренные п. 2 ст. 864. Но если предъявленное платежное требование не соответствует требованиям, предусмотренным законом к его форме, оно не принимается банком к исполнению (п. 2.16 Положения ЦБ РФ N 2-П). Так, согласно п. 2.14 Положения ЦБ РФ N 2-П банк не принимает к исполнению расчетные документы, первый экземпляр которых не содержит две первые подписи (первую и вторую) или одну, если в штате нет лица, обладающего правом второй подписи, а также оттиск печати.

2. При приеме к исполнению платежного поручения банк обязан удостовериться в праве плательщика распоряжаться денежными средствами, проверить соответствие платежного поручения установленным требованиям, достаточность денежных средств для исполнения платежного поручения, а также выполнить иные процедуры приема к исполнению распоряжений, предусмотренные законом, банковскими правилами и договором.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 169, 171, 172 Налогового кодекса, статьи 864 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», пришли к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для доначисления обществу 1 572 000 рублей 22 копеек НДС, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа, с чем согласился суд округа.

Требования к форме расчетных документов, а значит, и платежных поручений предусмотрены пп. 2.4 — 2.14 Положения ЦБ РФ N 2-П. Расчетные документы в бумажной форме составляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации. Бланки изготавливаются в типографии или с использованием электронно-вычислительных машин. Реквизиты расчетных документов названы в п. 2.10 Положения ЦБ РФ N 2-П (наименование и код формы; дата выписки и номер; наименование плательщика, банка, получателя; вид, назначение, сумма и очередность платежа; вид операции; подпись уполномоченных лиц и оттиск печати).

Условиями исполнения платежного поручения по общему правилу являются соответствие его формы и содержания закону и наличие средств на счете клиента. Несоблюдение данных условий влечет право банка отказаться от исполнения платежного поручения. Отказ банка возможен только при условии соблюдения предусмотренного законом порядка.

Читайте также:  В сад с временной регистрацией в москве

Что ставить, если от налоговой поступили требования касательно оплаты штрафов и пени? Налоговые выплаты проходят по коду 3. Но в нормативных актах ничего не сказано касательно пени и штрафов. Что делать? Есть письмо Минфина №02-08-12/22232 от 8 мая 2014 года. В нем прописано, что штрафы и пени, перечисляемые на базе поручения налоговой, относятся к коду 3. Если же фирма уплачивает штрафы добровольно, нужно проставлять код 5.

В поле №21 не нужно словами указывать очередность. Достаточно прописать одну цифру. Всего существует 5 цифр, каждая из которых обозначает определенную очередность. Иногда эта цифра не указывается. Однако возможно это только при наличии соответствующих указаний от ЦБ.

Компания регулярно производит целый ряд выплат. Часть их них является обязательной. Некоторые платежи могут быть срочными и обязательными. Очередность выплат обычно определяет сама организация. Однако в некоторых случаях порядок платежей не зависит от волеизъявления компании. И тогда принципиальной становится очередность выплат, оговоренная в законах.

Поле №21 практически не задействуется тогда, когда у организации достаточно денег на все выплаты. Банковское учреждение делает выплаты в порядке поступления платежных поручений. То есть в порядке календарной очереди. Если же денег на счете недостаточно, они списываются в последовательности, определенной законом. То есть принцип очередности становится актуальным лишь при определенных обстоятельствах.

С 2023 года ответственность за страховые взносы возложена на налоговую. Ранее ее несли фонды. Но рассматриваемые изменения не изменили код очередности. Если выполняется плановый платеж, указывается код 5. Если же выплата совершается на основании инкассового требования, накладывается штраф, указывается код 3. Если взнос за фирму выполняет третье лицо, прописывается код 5.

Что такое инкассовое поручение и кто его выставляет

Инкассовое поручение – свидетельство того, что для компании настало время расплачиваться. Причем расплачиваться во всех смыслах – с кредиторами, за ошибки бухгалтера и упущенные возможности урегулировать ситуацию раньше, сократив убытки. Подробности – в публикации.

Использовать промахи бухгалтера для опустошения счета компании в бесспорном порядке не так сложно. Возможность получателя средств предъявить распоряжение к расчетному счету плательщика должна быть предусмотрена «федеральным законом или договором между плательщиком и банком плательщика», как говорится в Положении № 383-П. Инспекторы ФНС активно используют свое право на инкассо, предусмотренное ст. 46 НК РФ, для взыскания налоговых долгов.

Данное решение поддерживается многими другими постановлениями, в том числе постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 14.12.2011 по делу № А82-473/2011. В нем суд пояснил, что даже статье 46 НК РФ, на которую так любят ссылаться должники, «не предусмотрено правовых последствий пропуска срока направления в банк инкассового поручения». Поэтому главное для налоговиков «своевременно принять решение» о взыскании задолженности, а на предъявление поручения у них есть год.

Правила исполнения инкассового поручения – списания денежных средств со счетов плательщика-должника в бесспорном порядке – регулируются Гражданским и Налоговым кодексами, а также главой 7 «Положением о правилах осуществления перевода денежных средств» (утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П, ред. от 11.10.2023).

Принципиальное отличие инкассового поручения от платежного заключается в том, что в первом случае инициатива списания средств со счета исходит от получателя, а не от плательщика. И происходит без согласия последнего. По платежному поручению списание денежных средств происходит по согласию клиента.

Статья 60 НК РФ

Банк России, в пределах своей компетенции, утверждает план счетов для ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях. Положением о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, от 16 июля 2012 г. N 385-П, утверждено назначение счета 40101 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», на который поступают все налоговые и неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Банки в соответствии с Положением о правилах осуществления перевода денежных средств Банка России осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов на основании распоряжений о переводе денежных средств, составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков, банками.

Высшим Арбитражным Судом РФ в Постановлении от 20 июня 2013 г. N 17786/12 было установлено соответствие между п. 2 ст. 60 НК РФ о запрете для банка взимания платы за обслуживание при исполнении поручения плательщика сбора на перечисление сбора в бюджетную систему Российской Федерации и ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», где такой же запрет установлен при перечислении сумм обязательных взносов в государственные внебюджетные фонды.

Согласно ст. 15.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), нарушение банком или кредитной организацией срока исполнения поручения налогоплательщика или налогового агента о перечислении в бюджет налога или сбора, а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового или таможенного органа о перечислении в бюджет налогов, соответствующих пеней или штрафов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех до пяти тысяч рублей.

Согласно Положению Банка России о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации от 16 июля 2012 г. N 385-П, кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного дня, представляющего собой операционно-учетный цикл за соответствующую календарную дату, в течение которого все совершенные операции оформляются и отражаются в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса. Операционный день включает в себя операционное время, в течение которого совершаются банковские операции и другие сделки, а также период документооборота и обработки учетной информации, обеспечивающий оформление и отражение в бухгалтерском учете операций, совершенных в течение операционного времени.

При исполнении кредитной организацией поручения налогоплательщика

В соответствии с п. 2.9.1 Положения Банка России от 19.06.2012 № «О правилах осуществления перевода денежных средств» (далее-Положение № заранее данный акцепт плательщика может быть дан с указанием, в том числе, суммы акцепта или порядка ее определения. При этом требования к порядку определения суммы заранее данного акцепта Положением № не установлены. Плательщик вправе самостоятельно указать порядок определения суммы заранее данного акцепта. Стороны в договоре вправе указать на возможность предъявления любыми или указанными плательщиком получателями средств в банк платежных требований, как на конкретную сумму, так в сумме предъявленных требований.

Стороны в основном договоре вправе указать на возможность предъявления получателем средств в банк платежных требований с заранее данным акцептом плательщика. Условия заранее данного акцепта вытекают из основного договора между плательщиком и получателем средств.

В соответствии со статьей 862 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, указанных в ГК РФ, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

В соответствии с пунктом 1.11 Положения № кредитная организация может установить форму уведомления в электронном виде, на бумажном носителе или в качестве уведомления использовать экземпляр распоряжения на бумажном носителе, в котором указана дата, причина возврата, проставлен штамп банка и подпись уполномоченного лица банка.

Положение № не содержит требований к форме уведомления в электронном виде или на бумажном носителе, направляемом банком плательщика отправителю распоряжения при отказе от акцепта плательщика или неполучении акцепта плательщика по платежному требованию, при этом пунктом 2.9.2 Положения № предусмотрено обязательное указание в уведомлении даты и проставление на уведомлении на бумажном носителе штампа банка и подписи уполномоченного лица банка.

Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

Читайте также:  Какая пенсия по старости в ростовской области 2023 году в россии

Следует отметить, что производство по делу о налоговом правонарушении, совершенном банком, должно осуществляться в соответствии со ст. 101.1 НК РФ, где установлен следующий порядок. При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении банком налогового законодательства, должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах.

2) взыскиваемые в порядке, предусмотренном ст. 104 НК РФ. В таком порядке взыскиваются штрафы, предусмотренные в ст. 132 НК РФ (за нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику) и ст. 134 НК РФ (за неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента).

Порядок исполнения соответствующей обязанности установлен письмом МНС РФ от 26 апреля 2000 г. N 12-1-05/712 «Об обязанности банка известить налоговый орган об открытии всех видов банковских счетов организациям и индивидуальным предпринимателям». При извещении налоговых органов об открытии ссудных и депозитных счетов банки должны руководствоваться приказом МНС РФ от 4 марта 2004 г. N БГ-3-24/179 «Об утверждении форм документов, содержащих информацию об открытии (закрытии) банковского счета, изменении номера банковского счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и порядка их представления».

Необходимо отметить, что в ст. 304 БК РФ установлена ответственность за такое же нарушение: несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов. Постановлением Пленума ВАС РФ N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» было разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с привлечением банков к ответственности за нарушение сроков исполнения поручений налогоплательщиков (налоговых агентов) о перечислении в бюджет сумм налогов, судам необходимо исходить из того, что в соответствующих случаях ст. 133 НК РФ подлежит применению вместо ст. 304 БК РФ, устанавливающей аналогичную норму, поскольку в силу ст. 1 и 41 БК РФ налоговое законодательство является специальным по отношению к бюджетному законодательству.

Проверка кредитных организаций по исполнению клиентских налоговых платежей

Проверка своевременности зачисления средств на расчетный счет налогоплательщика производится посредством сличения даты поступления средств (дата на платежном поручении) и даты их зачисления на расчетный счет клиента. При поступлении выручки наличными денежными средствами через кассу банка по кассовым документам дня сопоставляется дата поступления средств в кассу банка с датой зачисления платежей на расчетный счет. Поступление денежных средств в кассу отражается по дебету 20232 «Касса кредитных организаций», зачисление поступивших сумм на дебет счета клиента с кредитом 20232 «Касса кредитных организаций» (кассовые документы подшиваются ежедневно, обороты по кассе включаются в балансы).

Банк, осуществляющий операции по поручениям клиентов, является не просто стороной по договору банковского счета, но и субъектом, обязанным обеспечивать выполнение поручений в соответствии с правилами проведения банковских операций, устанавливаемыми Банком России. При проверке исполнения коммерческими банками и другими кредитными организациями поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды следует руководствоваться прежде всего тем, что налогоплательщики — клиенты банка обязаны самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

При решении вопроса правомерности исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога за счет денежных средств, полученных в счет исполнения обязательств кредитной организации по погашению векселей, облигаций и иных оформленных ценными бумагами договоров займа следует руководствоваться Письмом МНС России от 09.12.1999 N АП-6-18/995@. Если на момент предъявления налогоплательщиком к погашению в кредитную организацию векселя либо облигации денежные средства на ее корреспондентском счете отсутствовали и тем не менее денежные средства от погашения вышеуказанных ценных бумаг зачислены на счет налогоплательщика, то обязанность по уплате налога за счет указанных денежных средств не считается исполненной, так как данные денежные средства на его счет зачислены на основании ничтожной сделки.

О выявленных случаях зачисления кредитными организациями денежных средств на счета налогоплательщиков указанным способом проверяющим надлежит незамедлительно ставить в известность МНС России для рассмотрения вопроса о направлении соответствующих материалов в правоохранительные органы.

банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты, а также решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством;

Налоговый кодекс ( ст 60 НК РФ 2023 )

3.1. При невозможности исполнения поручения налогоплательщика в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, или поручения налогового органа в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств (драгоценных металлов) на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа — в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленного подразделения).

4.2. Требование о перечислении налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье — требование о перечислении налога) должно быть направлено в банк в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной банком в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога.

При предъявлении физическим лицом поручения на перечисление налога в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета), срок, установленный абзацем первым настоящего пункта для исполнения банком поручения налогоплательщика, продлевается в установленном порядке на время доставки такого поручения организацией федеральной почтовой связи в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на пять операционных дней.

5. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и распространяются на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сборов, страховых взносов, единого налогового платежа физического лица, пеней и штрафов.

2. Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается, за исключением операций по перечислению налога посредством осуществления трансграничного перевода денежных средств с использованием международных платежных карт, при осуществлении которого налогоплательщика обслуживает иностранный банк.

Департамент банковского аудита по вопросу исполнения кредитной организацией инкассовых поручений налоговых органов на перечисление налоговых платежей

Должны ли исполняться кредитной организацией инкассовые поручения налоговых органов на перечисление налоговых платежей, выставленные к счетам клиента — должника, при условии, что все денежные средства плательщика арестованы по постановлению судебного пристава-исполнителя? Информация об арестованной сумме была доведена в письменном виде до пристава-исполнителя сразу после исполнения его постановления о наложении ареста. Так же необходимо учесть, что из постановления судебного пристава-исполнителя не всегда можно сделать однозначный вывод об очередности платежа при взыскании средств по данному исполнительному делу.

Adblock
detector