Аттестация рабочих мест в 2023 году штраф москва

Аттестация рабочих мест в 2023 году штраф москва

Так, часть 7 ст. 27 426-ФЗ указывает, что вплоть до конца 2023 года временно разрешается применение для этих целей методик, которые не вполне соответствуют требованиям действующего федерального закона № 102-ФЗ, посвященного вопросам обеспечения единства осуществляемых измерений. К их числу относятся те виды методик и методов, которые были допущены к применению до введения в действие указанного федерального закона № 102-ФЗ и не прошли необходимую процедуру аттестации.

  • создание комиссии по проведению СОУТ, которая определит перечень мест работы, подлежащих проведению оценки, и установит, какие из них являются аналогичными;
  • выбор специализированной организации, имеющей право проведения СОУТ, и заключение договора с этой компанией;
  • установление специалистами этой компании наличия вредных или опасных факторов, которые воздействуют на организм сотрудников в ходе выполнения работ;
  • выявление степени интенсивности влияния таких факторов на организм работников в случае их выявления;
  • определение класса условий труда работников по результатам выполненных обследований и измерений;
  • оформление отчетной и иной документации по результатам проведения СОУТ;
  • утверждение отчета работодателем;
  • направление соответствующей информации в Федеральную систему учета результатов СОУТ;
  • организация ознакомления сотрудников с результатами СОУТ и размещение этих данных на официальном сайте организации;
  • другие действия, предусмотренные для конкретной ситуации действующим законодательством.

Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда). С 2023 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Во-первых, результаты спецоценки будут действительны, только если специализированная организация до начала работ внесет в государственную систему учета информацию об оценке и присвоит ей уникальный номер. Если оценщик не внес подобную информацию в систему учета, трудовая инспекция посчитает результаты фиктивными.

  • офисное рабочее место (менеджер, секретарь, бухгалтер, юрист, программист и др.)
  • рабочее место 1 категории (монтажник, грузчик, медсестра, официант, врач и др.)
  • рабочее место 2 категории (водитель, сварщик, лаборант, литейщик, металлург, рентгенолог и др.)

Штраф за отсутствие СОУТ в 2023 году

Проверка направлена на выявление вредных факторов на производстве, она необходима для определения класса условий труда. Например, аттестация по электробезопасности. Процедура, которая рассчитана на проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала предприятия, в компетенцию которого входит монтаж, эксплуатация, обслуживание, отладка и ремонт электроустановок. Если работники не прошли аттестацию, то к деятельности с использованием электроустановок он не допускается. СОУТ осуществляется компанией, имеющей аккредитованную лабораторию для контроля рабочих мест.

Если подобные нарушения были выявлены ранее, применима дисквалификация должностного лица на срок 1–3 года, приостановка работы предприятия до 90 дней. В случае нанесения тяжкого вреда здоровью человека размер штрафа увеличивается до 400.000 руб., предусмотрены обязательные или исправительные работы, лишение свободы.

Законом предусмотрено предоставление отчёта в экспертную организацию не позднее 3 рабочих дней, ознакомление работников с данными отчета в течение 30 дней. СОУТ не проводится для надомников, сотрудников, работающих дистанционно, лиц, оформивших трудовые отношения с работодателями физическими лицами. Не предусмотрена проверка на вакантных рабочих местах.

Ранее действовавший федеральный закон от 28.12.2013 № 426‑ФЗ установил очередность проверки один раз в 5 лет. Закон № 503‑ФЗ от 30.12.2023 отменил плановые проверки, установил перечень причин для внеплановой процедуры. Внеплановая проверка проводится в течение 6 или 12 месяцев после наступления какого-либо из нижеперечисленных вариантов.

Если СОУТ была проведена несвоевременно или с нарушениями, организация получит официальное предупреждение. В документе будет установлен срок для устранения нарушений. Если работодатель вовремя отреагирует, наказание не последует. Отказ от проведения чреват серьезными последствиями для руководителя. Если произошёл несчастный случай, не проведение СОУТ становится доказательством вины. Если вам необходима помощь, обратитесь в компанию НОПСС. Наши эксперты проконсультируют, дадут рекомендации, проведут аттестацию сотрудников.

Какую ответственность несет работодатель за непроведение специальной оценки условий труда

С принятием закона о СОУТ и подзаконных нормативных актов, подготовленных к нему, как отмечают эксперты Минтруда, тенденция изменится в лучшую сторону. Из-за увеличения штрафных санкций, которые, теперь касаются не только работодателей, но и организаций и экспертов, проводящих спецоценку.

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодатели должны провести специальную оценку условий труда на рабочих местах. СОУТ введён вместо аттестации рабочих мест с 2014 года. Работодателям дали 4 года на подготовку. После 31 декабря подготовительный срок завершается. А это означает, что работодателей, которые не провели СОУТ, будут штрафовать, согласно новым положениям КоАП.

Федеральный закон «О специальной оценке условий труда (СОУТ – спецоценка, – ред.)», заменяющий аттестацию рабочих мест (АРМ, – ред.), вносит существенные изменения в порядок оценки условий труда на рабочих местах и в систему формирования страховых тарифов. Если при спецоценке будут выявлены вредные и опасные производственные факторы (ВОПФ, – ред.), работодатель будет выплачивать в Пенсионный фонд РФ повышенные страховые взносы. Правда, это касается тех профессий работников, которые включены в Списки №1 и №2, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. В 2014 году тариф для Списка №1 составит 6%, для Списка №2 – 4%. Работодатели, у которых рабочие места не включены в списки, но на них выявлены ВОПФ, обязаны будут улучшать условия труда и выполнять все требования трудового права. Эти обязанности работодатель должен был исполнять и ранее, только Минтруд признал, что исполнительность с их стороны была на очень низком уровне, поэтому, пересмотрев проблему изнутри, кардинально изменил меры наказания.

  • аттестация новых рабочих мест;
  • получение предписания государственной инспекции труда;
  • замена, модернизация оборудования, корректировка процесса производства;
  • несчастный случай;
  • чрезвычайная ситуация;
  • выявление у работника профессионального заболевания.

В частности, если в трудовом договоре или допсоглашении не указано, в каких условиях будет трудиться работник, за это налагается штраф. Для должностных лиц (руководителя организации или кадровика) он составит от 10 до 20 тысяч рублей, а для юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

До 30.12.2023 срок действия этой декларации составлял 5 лет. Если в течение этого срока у работодателя не было несчастных случаев и нарушения государственных нормативных требований охраны труда, а у работников не было выявлено профзаболеваний, срок действия декларации продлевался еще на 5 лет. Теперь декларация будет действовать бессрочно, пока условия труда сохраняются на соответствующем уровне на рабочем месте. Такие изменения Закон № 503-ФЗ внес в статью 11 Закона № 426-ФЗ.

На каждом российском предприятии должна быть проведена специальная оценка труда. В порядке первой очереди ее должны были провести компании, работа в которых сопряжена с вредными или даже опасными условиями труда на рабочих местах. Остальные же фирмы имели право не проводить данное мероприятие вплоть до декабря 2023 года.

ООО «АКЦОТ» эта фирма зарекомендовала себя на рынке услуг по оценке труда в Алтайском крае. Очень востребованная фирма, осуществляет гибкий подход к каждой организации, то есть может подстроиться к любым условиям проведения аттестации, проведет оценку в кратчайшие сроки с минимальной документальной волокитой.

Читайте также:  Госпошлина за копию свидетельства о смерти

Стоит отметить, что сегодня в законодательстве такого понятия, как «аттестация рабочего места» уже нет. На смену ему пришла специальная оценка условий труда. Порядок ее проведения урегулирован законом № 426-ФЗ, а также другими подзаконными актами. Если же говорить о новшествах 2023 года, то будет ужесточена ответственность по отношению к тем работодателям, которые не провели оценку, либо сделали это вопреки установленным правилам.

При наступлении любого из этих случаев работодатель должен провести внеплановую спецоценку. Таким образом, законодатель фактически закрепил позицию Минтруда России по вопросу проведения плановой спецоценки рабочих мест с нормальными условиями труда (см. письмо от 30.08.2023 № 15-1/ООГ-1968).

Специальная оценка условий труда: штрафы и санкции

Проверка направлена на выявление вредных факторов на производстве, она необходима для определения класса условий труда. Например, аттестация по электробезопасности. Процедура, которая рассчитана на проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала предприятия, в компетенцию которого входит монтаж, эксплуатация, обслуживание, отладка и ремонт электроустановок. Если работники не прошли аттестацию, то к деятельности с использованием электроустановок он не допускается. СОУТ осуществляется компанией, имеющей аккредитованную лабораторию для контроля рабочих мест.

В настоящий момент контролирующие органы уже ужесточили процедуру надзора за выполнением этих требований: предприятия, у которых в ходе плановой или внеплановой проверки обнаруживаются нарушения при СОУТ или даже отсутствие спецоценки, штрафуют по всей строгости закона. А с 2023 года, информирует Роструд, избежать штрафа за непроведение специальной оценки условий труда, станет практически невозможно.

СОУТ выполняется независимой экспертной комиссией. Основная задача — выявление или подтверждение факторов, на основании которых производству может быть присвоен повышенный класс вредности или опасности. При наличии таковых комиссия проводит необходимые обследования, замеры и другие действия, направленные на определение степени вредности.

Ранее действовавший федеральный закон от 28.12.2013 № 426‑ФЗ установил очередность проверки один раз в 5 лет. Закон № 503‑ФЗ от 30.12.2023 отменил плановые проверки, установил перечень причин для внеплановой процедуры. Внеплановая проверка проводится в течение 6 или 12 месяцев после наступления какого-либо из нижеперечисленных вариантов.

Итак, согласно статье 5.27.1 строгость наказания за непроведение спецоценки или нарушение правил ее выполнения является равнозначной. Она зависит от двух основных факторов: кто является виновником допущенного нарушения, и было ли оно первичным или повторным. В соответствии с этими критериями определяется объем санкций, которые могут иметь форму денежного штрафа или иного наказания.

Специальная оценка условий труда: штрафы и санкции

Ранее действовавший федеральный закон от 28.12.2013 № 426‑ФЗ установил очередность проверки один раз в 5 лет. Закон № 503‑ФЗ от 30.12.2023 отменил плановые проверки, установил перечень причин для внеплановой процедуры. Внеплановая проверка проводится в течение 6 или 12 месяцев после наступления какого-либо из нижеперечисленных вариантов.

Кроме этого, работодателю желательно проконтролировать работу исполнителя в части передачи сведений об итогах спецоценки в Федеральную государственную систему учета. Дело в том, что в соответствии с 426-ФЗ в случае, если экспертная организация не выполнила эту обязанность, она автоматически переходит к работодателю.

Проверка направлена на выявление вредных факторов на производстве, она необходима для определения класса условий труда. Например, аттестация по электробезопасности. Процедура, которая рассчитана на проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала предприятия, в компетенцию которого входит монтаж, эксплуатация, обслуживание, отладка и ремонт электроустановок. Если работники не прошли аттестацию, то к деятельности с использованием электроустановок он не допускается. СОУТ осуществляется компанией, имеющей аккредитованную лабораторию для контроля рабочих мест.

До 31 декабря 2023 года в России действовал переходный период в отношении специальной оценки условий труда. Некоторым организациям разрешалось проводить ее поэтапно, другие пока что могли пользоваться результатами аттестации рабочих мест, проведенной ранее. Однако с 2023 года все эти послабления были ликвидированы: теперь каждая организация, которой уже исполнилось 12 месяцев, должна иметь корректно оформленные документы, подтверждающие выполнение СОУТ. При этом проводить спецоценку заново необходимо каждые пять лет. Кроме того, в случаях, предусмотренных статьей 17 426-ФЗ, процедура должна проводиться во внеплановом порядке.

При несоблюдении безопасных условий работы, повлекших за собой смерть работника, в отношении виновного применяется мера ответственности в виде обязательных исправительных работ сроком в 4 года с лишением возможности трудоустройства на отдельные должности на период в 3 года.

Отсутствие спецоценки в 2023 году: как избежать ответственности

Во всех остальных случаях компании обязаны провести анализ производственных факторов, определить класс опасности, решить вопросы со средствами защиты, доплатами за вредность, иными гарантиями. Тем, кто не успевает или отказывается этим заниматься, грозит административная ответственность за отсутствие СОУТ в 2023 г. — чаще всего это штраф, хотя есть и более «агрессивные» меры.

Закон о спецоценке заработал в 2014 году, и у работодателей было время на ее проведение вплоть до 31.12.2023. Компании, которые открылись за несколько месяцев до истечения этого срока, успеть ее провести не могли. Поэтому штрафы за отсутствие спецоценки в 2023 году не предусмотрены для работодателей, которые работают менее 1 года.

В действующем законодательстве предусмотрена только одна статья, по которой назначат штраф за отсутствие СОУТ в 2023 году, — ст. 5.27.1 КоАП РФ. Часть 2 этой статьи позволяет наказывать работодателей и их должностных лиц за отсутствие или нарушение порядка проведения оценки. При повторном нарушении их привлекут к ответственности по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Указанные нормы распространяются на ситуации, когда работодатель не ознакомил работников с результатами спецоценки, поскольку это нарушение порядка проведения исследований рабочих мест.

Но вновь созданным организациям на СОУТ дается 12 месяцев со дня введения в эксплуатацию рабочих мест. И не важно, относится производство к микробизнесу или среднему предпринимательству. Поскольку вопрос, будут ли штрафовать микропредприятия за отсутствие СОУТ, на уровне правительства решен давно: наказывать надо всех, кто нарушит требования закона.

Отметим, что при первичных нарушениях наказание выносят инспекторы ГИТ. Но это не единственные уполномоченные лица, кто может оштрафовать за отсутствие спецоценки. Если выявлено повторное нарушение, то привлекут к ответственности работодателя и его уполномоченных лиц в судебном порядке.

В то же время, Минтруд дал обещание не прибегать к немедленному наказанию правонарушителей. В разъяснениях Минтруда от 16.01.2023 отмечено, что целью чиновников является выяснение реального положения на рабочих местах, а не наказание предпринимателей. Поэтому, накануне проверок, предпринимателям будут разосланы официальные предупреждения о соблюдении требований ОТ, где будут предоставлены сроки для устранения недостатков по выполнению СОУТ. Санкции последуют, если работодатель проигнорирует предупреждение.

  • Выбор экспертной организации и заключение с ней договора (контракта);
  • Предоставление экспертной организации сведений, необходимых для проведения СОУТ;
  • Этап идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • Этап исследований (испытаний) и измерений;
  • Утверждение отчета по СОУТ;
  • Заключительный этап:
    • Ознакомление работников с условиями труда на их рабочих местах
    • Уведомление экспертной организации об утверждении отчета по СОУТ
    • Подача декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее — ГНТОТ)
    • Размещение информации об условиях труда по результатам проведенной СОУТ на официальном сайте (при наличии)

    Технические возможности для этого действительно есть. Ответственные органы будут проводить сопоставление данных из Федеральной системы учета результатов СОУТ (ФГИС), а также баз данных о регистрации новых компаний и других информационных ресурсов. Это позволит быстро выявлять организации, которые были зарегистрированы более года назад, но так и не провели спецоценку. В результате к таким компаниям будут применяться автоматические штрафы СОУТ, а избежать наказания станет практически невозможно. Поэтому предприятиям рекомендуется уделять особое внимание выполнению требований 426-ФЗ.

    Читайте также:  Может И Отец Выписать Детей Если Кварита Куплена До Брака

    Повторные нарушения в области проведения спецоценки наказываются гораздо более значительными штрафами. Предполагается, что работодатель, допустивший первичное нарушение, мог сделать это по незнанию, отсутствию необходимых навыков применения законодательства и т.д. Однако повторение нарушения в этой сфере свидетельствует о его недостаточно серьезном отношении к исполнению своих обязанностей. При этом не имеет значения, имеют ли первичное и повторное нарушение идентичный характер или связаны с различными требованиями закона. Поэтому в случае, если за компанией уже числится штраф за проступок в этой области, следует особенно внимательно контролировать соблюдение актуального порядка проведения СОУТ.

    • денежный штраф, 400 тыс. руб. и более или до года тюремного заключения — при нанесении существенного вреда здоровью работника (ч. 1);
    • до 4 лет тюремного заключения — если нарушение повлекло смерть работника (ч. 2);
    • до 5 лет тюремного заключения — если нарушение повлекло смерть 2 работников и более (ч. 3).

    Штраф за непроведение аттестации рабочих мест 2023

    В конце декабря 2023г., подошел к концу срок специальной оценки условий труда. На основании закона РФ N 426-ФЗ от 28.12.2013 г., проверка обязательна для каждого работодателя. На исполнение правительство выделило 4 года. Будут ли штрафы за СОУТ после 1 января 2023 года для тех, кто не уложился вовремя?

    Законодательно прописанные в ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП штрафы за СОУТ в январе 2023, увеличены практически вдвое, чем при раннее действующей аттестации рабочих зон. Остается наедятся, что эти санкции заставят предприятия, регулярно нарушающие закон, задуматься, о том, что дешевле организовать СОУТ, чем попасть под штрафы из-за мошенничества.

    В случае нарушения регламента проведения и работы с результатами спецоценки условий труда, закон предусматривает ряд санкций. В отношении должностных лиц применяется четыре вида ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная.

    В недавнем времени, на смену аттестации на рабочих местах пришла специальная оценка условий труда (СОУТ), которая успешно работает уже более 6 лет. С того момента, как в 2014 г. СОУТ вступила в силу, и до настоящего момента, остается большое число вопросов по закону.

    Как видите, если в СОУТ провал, то можно предположить с очень высокой долей вероятности, что по всем другим обязательным мероприятиям в области охраны труда у организации проблемы. Очень легко и быстро распутывается такой клубочек, стоит только обнаружить, что СОУТ не проводилась.

    Общая сумма штрафов, наложенных на работодателей за нарушение порядка проведения спецоценки условий труда, составила по итогам первого полугодия более 150 млн руб

    Напомним, что спецоценка условий труда для исследования рабочего места была введена 1 января 2014 года (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ и ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ, далее – закон о спецоценке). При этом, если до 31 декабря 2013 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (ч. 4 ст. 27 закона о спецоценке). За исключением некоторых обстоятельств – например, при вводе новых рабочих мест, замены производственного оборудования, произошедшего несчастного случая и т. п. (ч. 1 ст. 17 закона о спецоценке).

    За первые шесть месяцев 2023 года общая сумма штрафов, наложенных на работодателей за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда превысила 150,8 млн руб. Организации проводящие спецоценку условий труда, также были оштрафованы – сумма взыскания составила более 3 млн руб. Об этом сообщается на официальном сайте Минтруда России.

    Рострудом в период с января по июль 2023 года было оформлено более 6,5 тыс. постановлений в отношении как юридических, так и должностных лиц за нарушение порядка проведения спецоценки. В Ростовской и Свердловской областях, а также в Красноярском и Краснодарском краях служба зафиксировала максимальное число правонарушений в этой сфере.

    Напомним, что с 1 января 2023 года вступила в силу ст. 5.27.1 КоАП РФ, на основании которой Роструд начал применять новую систему штрафов за нарушение государственных нормативных требований охраны труда (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ). Нарушение работодателем установленного порядка или непроведение спецоценки условий труда на рабочих местах влечет за собой: для должностных лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; для ИП – штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб.; для организаций – штраф в размере от 60 тыс. до 80 тыс. руб.

    Штрафные меры при нарушении действующих требований к порядку спецоценки определяются аналогичным образом. При этом во внимание принимаются не только требования основного 426-ФЗ, но и специальных нормативных документов, устанавливающих правила проведения СОУТ. К ним относятся приказ Минтруда № 33н и другие.

    Нарушения в области спецоценки условий работы оцениваются действующим законодательством крайне серьезно. Это связано с тем, что несоблюдение порядка проведения СОУТ, установленного положениями 426-ФЗ, рассматривается как нарушение прав работников. Они должны получать полную и достоверную информацию об условиях труда на их местах работы, а также их потенциальном негативном воздействии на здоровье.

    Нарушения в области спецоценки условий работы оцениваются действующим законодательством крайне серьезно. Это связано с тем, что несоблюдение порядка проведения СОУТ, установленного положениями 426-ФЗ, рассматривается как нарушение прав работников. Они должны получать полную и достоверную информацию об условиях труда на их местах работы, а также их потенциальном негативном воздействии на здоровье. Поэтому в этом году штрафы за отсутствие СОУТ и другие нарушения в этой области являются достаточно крупными.

    Повторные нарушения в области проведения спецоценки наказываются гораздо более значительными штрафами. Предполагается, что работодатель, допустивший первичное нарушение, мог сделать это по незнанию, отсутствию необходимых навыков применения законодательства и т.д. Однако повторение нарушения в этой сфере свидетельствует о его недостаточно серьезном отношении к исполнению своих обязанностей. При этом не имеет значения, имеют ли первичное и повторное нарушение идентичный характер или связаны с различными требованиями закона. Поэтому в случае, если за компанией уже числится штраф за проступок в этой области, следует особенно внимательно контролировать соблюдение актуального порядка проведения СОУТ.

    • для должностных лиц, допустивших вторичное нарушение правил СОУТ или ее невыполнение, — штраф 30-40 тыс. руб. Указанная мера может быть заменена дисквалификацией на период от 1 года до 3 лет;
    • для индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юрлица, — штраф 30-40 тыс. руб. Он может быть заменен такой мерой как приостановка деятельности в административном порядке на период до 90 суток;
    • для организация — штраф размером 100-200 тыс. руб. Такое наказание также может быть заменено приостановкой работы на период до 90 суток.

    Специальная оценка условий труда | СОУТ

    ФЗ «О специальной оценке условий труда» привел в действие механизм корреляции тарифа отчислений и условий труда: чем благоприятнее условия, тем «дешевле» тариф; и наоборот — чем хуже обстановка на производстве, тем выше процент отчислений. Когда условия безопасны, речь о доптарифе не идет вовсе; подтвердить безопасность должна СОУТ.

    • формирование общих норм ОТ, правил техники безопасности и промсанитарии;
    • реализацию предупреждающих действий по предотвращению получения работниками травм на производстве и возникновения профзаболеваний;
    • поддержание на производствах нормальных условий труда, выполнение комплекса мероприятий по его охране, необходимого для нормального исполнения персоналом своих трудовых функций;
    • предоставление отдельным категориям персонала с более низкой трудоспособностью (в силу пола, возраста, различных обстоятельств) расширенных правовых гарантий по ОТ;
    • общественный и госконтроль рассматриваемой сферы.
    • информацию об организации-исполнителе;
    • список рабочих мест, «попавших» под спецоценку, идентифицированные на них вредные/опасные факторы;
    • формы СОУТ с информацией о классе/подклассе условий труда на различных рабочих местах;
    • протоколы выполнения исследований, анализа эффективности СИЗ;
    • протокол комиссии с решением о невозможности проведения исследований по причине их опасности — если такая ситуация имеет место;
    • сводная ведомость СОУТ;
    • рекомендации по совершенствованию условий труда на исследованных местах;
    • заключения эксперта компании-исполнителя СОУТ.
    • обеспечение условий для осуществления СОУТ;
    • подготовка и передача организации, проводящей СОУТ, запрашиваемой документации;
    • проведение ознакомления работника с итоговыми результатами в письменной форме;
    • выполнение разъяснительной работы с трудовым коллективом по вопросам СОУТ;
    • совершенствование условий труда.
    Читайте также:  Алименты: их удержание и получение в 2023 году. Были ли внесены изменения в законодательство?

    Специальная оценка условий труда (СОУТ) — это целостный комплекс поэтапно реализуемых мероприятий по идентификации вредных и/или опасных производственных факторов и оценке степени их влияния на работника с учетом отклонения наблюдаемых значений от нормативных.

    • невыполнение требования об обязательном информировании работников об условиях их труда;
    • отсутствие публикации сведений о результатах СОУТ на сайте организации;
    • непредоставление данных об итогах спецоценки в уполномоченные государственные органы;
    • другие проступки.
      • для должностного лица, в обязанности которого входит организация спецоценки при первичном нарушении – штраф от 5 до 10 тысяч рублей, при повторном – от 30 до 40 тысяч рублей. В последнем случае штраф за отсутствие специальной оценки условий труда может быть заменен дисквалификацией на срок от 1 до 3 лет;
      • для индивидуального предпринимателя при первичном нарушении – штраф от 5 до 10 тысяч рублей, при повторном – от 30 до 40 тысяч рублей. Штраф за непроведение СОУТ в случае повторения такого проступка может быть заменен остановкой работы предпринимателя на срок до 90 суток;
      • для компаний любых форм собственности при первичном нарушении – штраф от 60 до 80 тысяч рублей, при повторном – от 100 до 200 тысяч рублей. Вместо денежного взыскания при повторном выявлении проблемы наказание может иметь форму остановки работы на срок до 90 суток.

    Невыполнение правила о своевременном выполнении оценки повлечет за собой применение санкций, предусмотренных статьей 5.27.1 действующего КоАП РФ. Она предусматривает несколько видов наказаний, которые зависят от статуса виновника, а также от того, было ли такое нарушение допущено впервые или повторно. Итак, штраф за отсутствие специальной оценки условий труда составит:

    Штраф за отсутствие СОУТ в 2023 году – не единственное наказание в этой сфере, которому может подвергнуться должностное лицо, предприниматель или организация. Статья 5.27.1 предусматривает полностью аналогичное наказание не только за непроведение СОУТ, но и за несоблюдение правил ее выполнения. При этом нужно учитывать, что в соответствии с действующим законодательством к виновникам применяются штрафы за СОУТ за каждое рабочее место: соответственно, крупные организации, где имеется много должностных позиций, могут штрафовать на суммы весьма серьезных размеров.

    Провести СОУТ при образовании новой организации нужно в течение года с момента ее регистрации. Например, если компания зарегистрирована в январе, к следующему январю спецоценка уже должна быть проведена. После этого выполнять такую операцию нужно каждые пять лет. Впрочем, работодатели, у которых на предприятии есть только рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда, могут оформить особую декларацию о соответствии и подать ее в Государственную инспекцию труда: в этом случае действие декларации будет продлеваться автоматически каждые пять лет. Однако если в компании произойдет несчастный случай, будет выявлено профессиональное заболевание либо нарушение трудового законодательства, декларация перестанет действовать, и руководству придется организовывать спецоценку во внеочередном порядке. Компаниям, имеющим рабочие места с вредными или опасными условиями проводить СОУТ нужно каждые пять лет.

    В связи с изменениями, внесенными в правила проведения специальной оценки условий труда в 2023 году, работодателю предоставляется право требовать от исполнителя информации о передаче данных о планируемой процедуре СОУТ во ФГИС. Помимо этого, теперь датой окончания этой процедуры становится не дата утверждения отчета работодателем, а дата внесения сведений о ней в Федеральную информационную систему.

    • создание работодателем комиссии по СОУТ для составления списка рабочих мест, подлежащих оценке, и определения аналогичных рабочих позиций;
    • выбор исполнителя и заключение с ним договора о выполнении работ;
    • передачу исполнителю необходимых документов, характеризующих условия труда работников при выполнении должностных обязанностей;
    • проведение исполнителем идентификации наличия вредоносных факторов на конкретных рабочих местах;
    • в случае выявления таких факторов – определение интенсивности их воздействия на работников;
    • классификация проанализированных рабочих мест и составление отчета по СОУТ;
    • утверждение отчета работодателем;
    • передача исполнителем данных о результатах СОУТ в федеральную государственную систему учета;
    • выполнение работодателем обязательств по итогам СОУТ согласно действующему законодательству, включая информирование работников об условиях труда на их местах, публикацию данных об итогах спецоценки на официальном сайте компании, внедрение дополнительных мер по охране труда и проч.

    Это значит, что теперь работодатель вправе использовать результаты спецоценки для целей, установленных законодательством, только после отражения данных о СОУТ во ФГИС. При этом, однако, если эти сведения содержат государственную тайну или по иной разрешенной законом причине не могут быть переданы уполномоченному органу, результаты процедуры могут быть использованы с даты утверждения работодателем отчета. Например, это касается сроков наступления даты следующей спецоценки или сроков действия декларации, необходимой для продления результатов СОУТ в 2023 году.

    Федеральный закон № 426-ФЗ устанавливает для организаций, проводящих процедуру СОУТ, обязанность по передаче данных о ее итогах в Федеральную государственную информационную систему (ФГИС). Однако, проанализировав ситуацию по этому вопросу, уполномоченное ведомство признало ее неудовлетворительной. Это повлекло за собой необходимость пересмотра ранее действовавшего механизма с тем, чтобы повысить ответственность исполнителей за выполнение этой обязанности.

    Состав сведений, которые должен содержать отчет по спецоценке, и форма их фиксации по-прежнему утверждены приказом Минтруда от 24 января 2014 года N 33н. Однако в 2023 году включению в отчетную документацию также подлежат замечания и предложения работников, которые не вполне согласны с полученными результатами.

    КАК ГИТ БУДЕТ ПРОВЕРЯТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В 2023 ГОДУ

    1. Мониторинговую закупку товара или заказ работ/услуг для проведения испытания, экспертизы, исследования для проверки соответствия требованиям к безопасности и качеству.
    2. Выборочный контроль.
    • Все проверки будут фиксироваться онлайн

    Кроме того, при проведении плановой проверки Роструд отметил необходимость применения Алгоритма проверки создания и обеспечения функционирования СУОТ Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования СУОТ (приказ Роструда 21 марта 2023 г. № 77).

    Плановые проверки проводятся на основе чек-листов – это списки контрольных вопросов. То есть иных вопросов, кроме указанных в проверочных листах, инспекторы задавать не вправе. На текущий момент всего утверждено 133 чек-листа (приказ Роструда от 10.11.2023 № 655 в ред. Приказа Роструда № 201 от 11.04.2023 г. и № 153 от 3 августа 2023 г.).

    При проверке создания и функционирования системы управления охраной труда (СУОТ) – чек-лист № 31, Роструд поставил задачу проверять не только наличие у работодателя Положения о СУОТ, но и присутствие в Положении разделов из п. 8 Типового положения о системе управления охраной труда (приказ Минтруда России oт 19 августа 2023 г. № 438н), разработанных в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, а именно:

    Поэтому плановые проверки ожидают и малые предприятия, и средние, и крупные, а также некоммерческие организации с численностью сотрудников до 200 человек, на которых высок риск пожаров, несчастных случаев, экологического ущерба и нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

    Adblock
    detector