Налоговая нагрузка по ндс в 2022 году

Налоговая нагрузка по НДС 2022

Налоговая инспекция не может проводить сплошные проверки всех организаций, у нее просто нет таких ресурсов. Поэтому проверяют тех, у кого больше вероятность найти нарушения, доначислить налоги и оштрафовать. Для этого на основе предпроверочного анализа налоговики каждый год составляют план выездных проверок.

В части налоговой нагрузки бизнесмены находятся меж двух огней. С одной стороны, естественное желание оптимизировать платежи и иметь минимальную налоговую нагрузку. С другой, как только компании удается сэкономить побольше, даже законными способами, она тут же попадает под пристальное внимание налоговиков. Получается, что выбиваться из средних показателей рискованно и нужно быть «как все».

Оценивать могут как налоговую нагрузку в целом, так и по отдельным налогам. «Плохой», по мнению чиновников, показатель налоговой нагрузки – это повод назначить выездную проверку, «копнуть» глубже при камеральной проверке, запросить пояснения, вызвать руководителя для беседы и т.д.

Если у вас высокая доля вычетов по НДС – это еще не нарушение, не повод доначислять налоги и штрафовать компанию. Но это сигнал для налоговиков обратить внимание на компанию и выяснить, не применяет ли она агрессивные и незаконные способы оптимизации НДС, не является ли она звеном в цепочке отмывания денег. Скорее всего, у вас запросят пояснения или вызовут на комиссию в инспекцию.

Подсчитать свою нагрузку и сравнить ее со среднеотраслевыми показателями можно на сайте ФНС с помощью сервиса «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки» . Он подходит только для компаний на общей системе налогообложения. Нужно указать интересующий год, вид экономической деятельности и субъект РФ, и система покажет среднеотраслевые показатели по НДС, налогу на прибыль и совокупной налоговой нагрузке. Введя свои показатели, вы сможете сравнить свою нагрузку со среднеотраслевой.

  • проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
  • спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
  • определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
  • контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
  • Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.

Теперь нужно сравнить полученные величины со средними отраслевыми. Для машиностроения общая нагрузка равна 9,9, а по страховым взносам – 4,4. Можно подвести итог, что данное предприятие платит меньше налогов, чем компании в среднем в этой отрасли предпринимательства. Поэтому бизнес находится под пристальным вниманием фискалов – предприятие может быть включено в план выездных проверок налоговой или потребуется объяснение с ФНС.

Можно также указать налоговикам данные из статистики по конкретному региону и отрасли, что за данный период были объективные причины ухудшения дел. Это может быть упадок в сфере деятельности бизнеса или в смежной сфере, где находятся главные покупатели и т. д. Например, часто указываются такие объективные обстоятельства уменьшения налоговой нагрузки:

Если предприятие занимается несколькими видами деятельности, то нужно ориентироваться на значения налоговой нагрузки для того, который указан основным. В случае, когда компания перешла на работу в другой отрасли, необходимо своевременно вносить данные об этом в ЕГРЮЛ. Если деятельность предприятия не попадает ни под один из видов, указанных в списке выше, то нужно искать значения для ближайшего по своей отрасли.

Налоговая нагрузка – один из главных показателей, по которым вычисляется определенный минимум по уплате взносов в бюджет. Если предприятие по результатам деятельности не «дотянуло» до минимума в своей сфере, то это может стать поводом для выездной проверки налоговиками. Федеральная налоговая служба на своем сайте опубликовала новые значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2022 год – рассмотрим, что поменялось и как вычислить свою налоговую нагрузку.

Налоговая нагрузка по; НДС в; 2022 году

  • смотреть, как меняется ваша налоговая нагрузка в течение года и как меняется ее отношение к среднеотраслевой;
  • вовремя вносить в ЕГРЮЛ или ЕГРИП новые виды деятельности компании;
  • заранее планировать финансовые потоки, чтобы избежать резких изменений показателя налоговой нагрузки.
  • операции по реализации, которые освобождены от НДС, не являются объектами обложения НДС или облагаются налогом по ставке 0 %;
  • авансы, перечисленные поставщикам;
  • импорт в РФ из государств-членов ЕАЭС и других стран;
  • закрытые за период авансы покупателей;
  • НДС, который вы уплатили в качестве налогового агента;
  • налоговые вычеты по полученным от поставщиков товарам, работам и услугам.

Вычеты по НДС тоже влияют на уровень налоговой нагрузки, а еще это отдельный критерий оценки налоговых рисков. Если в отчетности много вычетов, налоговая тоже может начать проверку. Вычеты считаются значительными, если их доля от суммы начисленного налога 89 % или выше. Мы уже рассказывали, как посчитать безопасную долю налоговых вычетов по НДС.

Этот сервис считает не только нагрузку по НДС, но и совокупную налоговую нагрузку — отношение общей суммы уплаченных налогов к выручке. Без сервиса ее тоже можно узнать: ФНС публикует значения на своем сайте и ежегодно обновляет в Приложении № 3 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Например, в 2022 году налоговая нагрузка по всем ОКВЭД составила в среднем 11,2 %, по добыче полезных ископаемых — 41,4 %, а по розничной торговле — 3,7 %. Именно эти данные используются в 2022 году.

Например, по итогам 2022 года ООО «Розочка» заработало 15 800 000 рублей, а уплатило в бюджет НДС на сумму 300 000 рублей. «Розочка» — это московский розничный магазин одежды и обуви из числа микропредприятий. По данным налогового калькулятора ФНС среднеотраслевая нагрузка по НДС в таком магазине 1,93 %, а по факту у нас 1,89 % — 300 000 / 15 800 000 × 100 %. Фактический показатель ниже среднеотраслевого 1,89 %

Расчет налоговой нагрузки в 2022 — 2022 годах (формула)

В приказе № ММ-3-06/333@ приводится следующее определение: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы уплаченных по данным отчетности налоговых органов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т.е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). Важно, что в сумму налогов входит НДФЛ, но не включены страховые взносы. Также в расчете не участвуют ввозной НДС и налоги, уплаченные в качестве налогового агента (кроме НДФЛ).

Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/333@ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/14490@), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.

Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.

В письме № ЕД-4-15/14490@ в сравнении с текстом отмененного письма № АС-4-2/12722 отсутствуют первые 3 формулы (расчет по налогу на прибыль и 2 расчета по НДС). Остальные формулы расчета в этих письмах идентичны и имеют аналогичное по содержанию примечание об учете в расчетах сумм иных налогов, если такие налогоплательщиком уплачиваются.

  • Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Согласно изменениям, внесенным в этот документ приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@, его приложение № 3, отражающее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/).
  • До 25.07.2022 – письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, содержавшее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов. Его действие отменялось поэтапно (письмами ФНС от 21.03.2022 № ЕД-4-15/5183@ и от 25.07.2022 № ЕД-4-15/14490@).
  • С 25.07.2022 – письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2022 № ЕД-4-15/14490@, регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/14490@ добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2022 года сдаваемой в ИФНС.
Читайте также:  Как рассчитать налог на имущество по кадастровой стоимости в 2022 году

Как выбрать налоговый режим на 2022 год: изучаем ограничения и считаем налоговую нагрузку

С 2022 года ЕНВД отменят — плательщикам этого налога придётся выбрать другую систему налогообложения. На «стыке» лет можно сменить налоговый режим и тем, кто не применял ЕНВД или применял его не по всем видам деятельности. О том, как найти самую выгодную систему налогообложения, расскажем в этом материале.

  1. Определите, какие налоги вы должны платить. Например, при ОСНО добавляется НДС, при наличии наёмных работников — страховые взносы с их зарплаты, если есть транспорт или недвижимость — транспортный налог, налог на имущество и (или) земельный налог.
  2. Соберите данные для расчёта каждого из налогов. Запланируйте суммы выручки, расходов, зарплаты и пр. Если есть фактические данные, возьмите их.
  3. Узнайте ставки по налогам. Какие-то ставки определены федеральным законодательством, какие-то региональными или даже местными нормативными актами. Узнать актуальные ставки для вашего региона поможет официальный сайт ФНС.
  4. Посмотрите, на какие льготы можете рассчитывать, какие условия для них установлены. Например, субъекты МСП с апреля 2022 года платят взносы по ставке 15 % с части зарплаты, превышающей МРОТ.
  5. Учтите, что в будущем условия бизнеса могут измениться. Например, если ООО планирует расширяться и более 25 % в его уставном капитале может получить другая организация, то продумайте план действий при утрате права на УСН.

Можно ли применять налоговый режим — это зависит от организационно-правовой формы, выручки, наличия работников и их численности, видов деятельности и других условий. Так, для применения УСН установлены лимиты по выручке и численности работников, стоимости основных средств, доле участия организаций в уставном капитале.

Учитывайте не только суммы налогов по отдельности, но и их влияние друг на друга. Например, на УСН «доходы» и патенте на сумму страховых взносов за работников можно уменьшить налог или авансовый платёж, но не более чем на 50 %. При объекте «доходы минус расходы» взносы входят в состав расходов, причём без ограничения их суммы. А патент вообще не позволяет учесть страховые взносы.

База для исчисления налога — сумма размеров потенциально возможного годового дохода по каждому из видов деятельности. В данном случае их три, по каждому из них этот размер составляет 660 000 рублей. Значит, налог составит 6 % × (660 000 × 3) = 118 000 рублей. Нельзя учитывать расходы, но с 2022 года можно уменьшить налог на величину страховых взносов за себя и работников.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Любой предприниматель, стремясь к увеличению своей прибыли, ощущает неизбежное налоговое бремя. Естественно стремление снизить расходы на уплату налогов, при этом важно не переходить грань, определенную законом. Тем не менее, и слишком низкой налоговая нагрузка быть не может, потому что в таком случае практически наверняка налицо нарушения налогового законодательства, на выявление которых может быть направлена плановая либо внеплановая проверка ИНФС.

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

Субъекты, применяющие УСН, также обязаны сдавать налоговые декларации по итогам каждого года (ст. 346.23 НК РФ). Организации сдают декларацию не позднее 31 марта, а ИП — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим годом. При прекращении предпринимательской деятельности декларация сдается не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была прекращена деятельность.

Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 7 ст. 346.21 НК РФ). Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. При этом НК РФ устанавливает различные сроки уплаты налога по итогам года для организаций и ИП. Налог по итогам года уплачивается организациями не позднее 31 марта, а предпринимателями — не позднее 30 апреля.

Для определения налоговых вычетов по НДС использованы данные Росстата о структуре расходов на производство и реализацию продукции: доля расходов, облагаемых НДС, составляет 65,4%, сумма вычетов НДС по ставке 20% — 13,1%. Соответственно, сумма НДС к уплате в бюджет составляет 6,9%.

Соответственно, налоговая нагрузка для малого бизнеса на «упрощенке» в два раза ниже, чем на общем режиме налогообложения. В ФНС поясняют, что существенное различие в уровне налоговой нагрузки обусловлено ключевой особенностью УСН, направленной на развитие малого бизнеса – заменой уплаты НДС и налога на прибыль единым налогом по более низким ставкам.

Налогоплательщики, применяющие УСН, вправе перейти на общий режим налогообложения только со следующего налогового периода (п. 3 ст. 346.13 НК РФ). Для перехода на ОСНО потребуется направить в ИФНС уведомление. Уведомление необходимо направить в ИФНС не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на ОСНО.

Новые показатели рентабельности и налоговой нагрузки от ФНС

При планирование проверок налоговики опираются на утвержденную концепцию (приказ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Существует 12 ключевых критериев, по которым ФНС проводит мониторинг. Если соответствующие показатели компании выходят за пределы установленных норм, Налоговая служба обращает на это внимание. Когда таких отклонений несколько, шансы угодить в план выездной проверки повышаются.

Налоговая служба в последние годы делает упор на предварительную аналитическую работу при планировании проверок. Цель в том, чтобы проводить меньше выездов и проверять только субъекты, у которых высока вероятность выявить нарушения. В итоге проверки стали более эффективными. Это значит, что если компания попала в план, вероятность доначислений крайне высока.

Конечно, несоответствие по этим критериям автоматически не означают, что грядет выездная проверка. Предпроверочный анализ — серьезная работа, в которой используется гораздо больше данных. Однако для самопроверки Налоговая служба рекомендует налогоплательщиком держать руку на пульсе и всегда отслеживать критерии из указанного выше приказа. Среди них — два показателя, данные по которым ФНС обновила совсем недавно. Они рассчитаны по итогам 2022 года на основании сведений, которые есть в самой ФНС, а также в распоряжении Росстата.

К слову, этот показатель по данным за 2022 год для некоторых отраслей вырос. Например, в сфере строительства он увеличился с 10,2 до 10,4%. По отдельным отраслям средняя налоговая нагрузка уменьшилось. Такая ситуация в сфере производства пищевых продуктов. Причем уменьшение довольно приличное — с 28,2% до 21,7%. Аналогичная ситуация и в оптовой торговле — средняя налоговая нагрузка снизилась с 3,1 до 2,7%.

Читайте также:  Бухгалтерские проводки при оплате пени прочие экономические санкции по электроэнергии в казенном учреждении

По сравнению с позапрошлым годом, по итогам 2022 года в статистике есть изменения. Например, в сфере оптовой торговли, за исключением автотранспортных средств и мотоциклов, средняя рентабельность продаж увеличилась 6,1 до 10%. В сфере производства продуктов также произошло увеличение этого показателя с 8,4 до 9,2%. Противоположные данные показывает сфера транспортировки и хранения: рентабельность продаж упала с 9,7 до 8,8%.

Организации, которые перешли на УСН, не платят налог на прибыль и НДС практически по всем операциям. Исключение составляют доходы в виде дивидендов и по отдельным долговым обязательствам, а также «ввозной» НДС и налог, уплачиваемый по операциям простого или инвестиционного товарищества, договорам доверительного управления и концессионным соглашениям. Помимо этого, ООО на «упрощенке» освобождены от уплаты налога на имущество (кроме налога по «кадастровым» торговым и офисным объектам).

Что касается НДС, то в общем случае сельхозпроизводители от него не освобождены. Чтобы не платить этот налог и не отчитываться по нему, ООО на ЕСХН должно удовлетворять критериям, которые указаны в статье 145 НК РФ (в частности, выручка за 2022 год не может превышать 80 млн руб., а за 2022 год — 70 млн руб.).

Организации платят единый сельхозналог по ставке 6%, который рассчитывается с разницы между доходами и расходами. Этот налог заменяет налог на прибыль (за исключением дивидендов и отдельных долговых обязательств) и налог на имущество в отношении объектов, используемых при производстве, переработке и продаже сельхозпродукции, а также при оказании услуг другим сельхозпроизводителям.

Как известно, с 1 января 2022 года утратили силу положения Налогового кодекса о «вмененке» (см. « Отмена ЕНВД с 2022 года: как перейти на УСН, ОСНО, патент или ЕСХН и работать дальше »). Таким образом, общества с ограниченной ответственностью лишились возможности применять этот режим налогообложения и, соответственно, применять его одновременно с общей системой, ЕСХН или «упрощенкой». При этом оставшиеся налоговые системы совмещать между собой нельзя.

При выполнении определенных условий (в частности, если сумма выручки за 3 предыдущих месяца без учета НДС составила не более 2 млн руб.) организации на ОСНО вправе не платить НДС и не отчитываться по нему. Чтобы получить льготу, надо подать в ИФНС уведомление и комплект подтверждающих документов. Право на освобождение нужно подтверждать ежегодно (ст. 145 НК РФ).

Отказ от стабильности: чем опасны изменения в налоговой политике в 2022 году

Не секрет, что такая «перезагрузка» во многом связана с попытками сгладить текущую бюджетную ситуацию — минимизировать дефицит бюджета. Однако последствия такой налоговой политики для экономики могут оказаться куда более серьезными, чем просто увеличение выплат со стороны тех или иных групп налогоплательщиков. Крайне важно, что вся ситуация с изменением налоговой политики дает обществу четкий сигнал: налоговая политика непредсказуема, и в текущей ситуации она только усиливает общую нестабильность в экономике.

Судя по новостям о налоговой политике последних месяцев, в ней наметился своеобразный «разворот». Если в кризисном II квартале принимались налоговые послабления в виде отсрочек выплат налогов и снижения ряда выплат для малого бизнеса, то теперь практически все меры налоговой политики на 2022 год, о которых было объявлено, направлены на повышение налоговой нагрузки. В итоге к мерам по повышению налога на доходы физических лиц добавилось резкое увеличение акцизов на табачные изделия, повышение НДПИ для широкого круга добывающих отраслей, а также пересмотр налогообложения контролируемых иностранных компаний. Не стоит забывать, что в 2022 году все это будет происходить на фоне ранее запланированных мер — индексации акцизов на бензин, автомобили, алкогольную продукцию, повышения пороговых уровней оплаты труда для начисления страховых взносов, отмены ЕНВД (что означает необходимость смены налогового режима для более чем 1,9 млн налогоплательщиков), завершения действия «коронавирусных» отсрочек по налогам и постепенного сокращения налоговых льгот.

Вызывает опасение и то, что совсем недавно эти риски получили реальное подтверждение. Недавний пример с повышением НДПИ продемонстрировал, что действующие механизмы специальных инвестиционных контрактов (СПИК) и соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), которые должны обеспечивать инвесторам защиту от неблагоприятных изменений законодательства, на самом деле обеспечивают ее лишь в ограниченных пределах. И хотя после негативной реакции бизнеса была введена отдельная норма, исключающая повышение нагрузки по НДПИ для проектов, реализуемых в рамках СЗПК, сам факт возникновения такой коллизии говорит о высокой уязвимости инвестиционных проектов к изменениям в налоговой политике.

Необходимо также учитывать, что повышение налогов на одни рынки или секторы экономики не проходит бесследно для других. Так, резкое повышение акцизов на табачные изделия, по оценкам участников рынка, приведет к расширению доли «теневого сектора» на табачном рынке, а следовательно, и к ограничениям продаж у тех компаний, которые являются добросовестными налогоплательщиками. Повышение НДПИ на твердые полезные ископаемые (в том числе и на сырье для металлургической промышленности) будет оказывать сдерживающее влияние на перерабатывающие производства, работающие на этом сырье. Например, основная часть железорудной продукции направляется не на экспорт, а на переработку внутри страны. Нужно принимать во внимание и высокую материалоемкость металлургических производств. Например, по отчетам производителей черных металлов, стоимость материалов может составлять более 70% от себестоимости продукции, при этом доля железной руды — более 10-12%.

Сам факт, что в течение последних месяцев был выдвинут целый ряд предложений о повышении налогов, уже свидетельствует об отказе от принципа «налоговой стабильности», о котором раньше говорилось как о нашем преимуществе. Так, в мае 2022 года Антон Силуанов заявил: «Государство должно создать стабильные условия. В первую очередь это налоги. Мы говорим о том, что в течение следующего шестилетнего периода мы не будем менять налоги». И хотя примеры повышения налоговой нагрузки — то есть, по сути, нарушения этого обещания — были и в 2022-2022 годах (включая повышение НДС до 20%, индексацию акцизов и т. д.), все же предложения по повышению налогов возникали не с такой частотой, как это происходит сейчас.

Для оценки уровня показателя ежегодно до 5 мая ФНС на своем официальном сайте публикует средние показатели по отраслям экономики за предыдущий год (Приложение 3 к Приказу № ММ-3-06/333@). Именно с этими среднеотраслевыми значениями будут сравнивать полученные результаты анализа налоговики. Актуальную информацию каждый налогоплательщик может посмотреть на сайте ФНС.

Ранее при расчете не учитывались также суммы страховых взносов. Это объяснялось тем, что администрированием этих платежей занимались внебюджетные фонды: ПФР, ОМС и ФСС. С 01.01.2022 контроль за начислением и уплатой страховых взносов передан ФНС. Поэтому, начиная с 2022 года, налоговая нагрузка организации определяется с учетом страховых взносов. Но их сумма не включается в расчет нагрузки по фискальным сборам, а предусмотрен расчет отдельного показателя фискальной нагрузки по страховым взносам.

Низкий уровень полученного результата вычислений привлечет внимание налоговых органов. Это является одной из причин включения компании в план выездных проверок. Для самостоятельной оценки рисков ФНС выпустила специальные критерии (Приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). И в этих критериях, используемых при отборе компаний для проведения выездной проверки, низкий уровень фискальных платежей по отношению к выручке организации указана первым пунктом.

Если организация имеет неудовлетворительные значения показателя, то, как было сказано выше, она попадет под более пристальное внимание контролирующих органов. Вначале ИФНС запросит у компании пояснения, на которые следует ответить. Ведь снижение уплачиваемых налогов может быть вызвано объективными причинами, например:

Несоответствие показателя критериям оценки по среднеотраслевому уровню не является единственным критерием для вынесения решения о проведении выездной проверки. Все критерии оценки будут анализироваться в комплексе. Кроме открытых данных о рискованности деятельности компаний, существуют еще те, которые ФНС не раскрывает широкой общественности. Но если вы хотите избежать повышенного внимания контролирующих органов, следует следить за соответствием нагрузки по налогам среднеотраслевым показателям. Иногда бывает необходимо направить письмо в ФНС с разъяснением причин возникших неудовлетворительных показателей.

Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 7 ст. 346.21 НК РФ). Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. При этом НК РФ устанавливает различные сроки уплаты налога по итогам года для организаций и ИП. Налог по итогам года уплачивается организациями не позднее 31 марта, а предпринимателями — не позднее 30 апреля.

Читайте также:  На Сколько Процентов Увеличат Выплату Ветеранам Труда В Г Орле В 2022г

Соответственно, налоговая нагрузка для малого бизнеса на «упрощенке» в два раза ниже, чем на общем режиме налогообложения. В ФНС поясняют, что существенное различие в уровне налоговой нагрузки обусловлено ключевой особенностью УСН, направленной на развитие малого бизнеса – заменой уплаты НДС и налога на прибыль единым налогом по более низким ставкам.

Для определения налоговых вычетов по НДС использованы данные Росстата о структуре расходов на производство и реализацию продукции: доля расходов, облагаемых НДС, составляет 65,4%, сумма вычетов НДС по ставке 20% — 13,1%. Соответственно, сумма НДС к уплате в бюджет составляет 6,9%.

Субъекты, применяющие УСН, также обязаны сдавать налоговые декларации по итогам каждого года (ст. 346.23 НК РФ). Организации сдают декларацию не позднее 31 марта, а ИП — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим годом. При прекращении предпринимательской деятельности декларация сдается не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была прекращена деятельность.

Налогоплательщики, применяющие УСН, вправе перейти на общий режим налогообложения только со следующего налогового периода (п. 3 ст. 346.13 НК РФ). Для перехода на ОСНО потребуется направить в ИФНС уведомление. Уведомление необходимо направить в ИФНС не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на ОСНО.

Критерии налогового риска

Предпринимателям, которые только начали вести бизнес, тоже не о чём переживать. С новой компании пока что нечего взять. Да и зачем налоговой торопиться: срок давности по налоговым нарушениям — три года. Инспекторам выгоднее искать нарушения сразу за несколько лет.

Например, компания платит налог ЕСХН. Она обязана получать не меньше 70% доходов от сельскохозяйственной деятельности. Весь год её доход держится на уровне 70-75%. Налоговая подозревает, что компания уже потеряла право применять режим и занижает свои доходы от других видов деятельности. Инспектор проверяет её по остальным критериям и обнаруживает, что зарплата сотрудников ниже средней по отрасли, точнее, вся — по МРОТ. Он рассчитывает возможные доначисления и предоставляет план проверки руководителю. В офисе предпринимателя раздаётся стук в дверь.

К примеру, у вас небольшая гостиница. За год выручили 1 200 000 руб., заплатили 140 000 налогов. Налоговая нагрузка = (140000/1200000)*100% = 11,6%. Это выше средней налоговой нагрузки по сфере гостиничного бизнеса: она составляет 9,5%. Поэтому беспокоиться не о чем.

  • Игнорирование обращений налоговых органов. Если в ходе камеральной проверки налоговая выявит ошибки в отчетности или обнаружит противоречия в представленных документах, она отправляет в компанию запрос. По регламенту ответ или пояснения направляют в надзорный орган в течение 5 рабочих дней. Если компания не отвечает, возможно, её больше нет. Чтобы выяснить, так ли это, налоговая инициирует выездную проверку.
  • Неоднократное «перемещение» налогоплательщика между налоговыми органами. Это касается компаний, которые в течение календарного года дважды меняют свое местонахождение. Налоговые органы интерпретируют смену адреса как стремление избежать проверок.
  • Уровень зарплат сотрудников ниже среднего по отрасли в вашем регионе. Среднеотраслевые данные можно посмотреть на сайте Росстата. Почему этот фактор так важен? Он может означать, что компания платит часть зарплаты в конверте, поэтому экономит на налогах и взносах за сотрудников.
  • Неоднократное приближение показателей компаний, работающих на спецрежимах, к их предельным значениям. Этот критерий справедлив для компаний и ИП на спецрежимах: УСН, ЕНВД и ЕСХН. Если компания в течение года как минимум пару раз приближается к предельным значениям менее чем на 5%, для налоговой это повод присмотреться к деятельности компании. Предельные показатели по спецрежимам УСН и ЕНВД указаны в ст. 346.12, 346.13 и 346.26 НК РФ. Мы приводили их в статьях об УСН и ЕНВД.

    1. Низкая налоговая нагрузка. Её считают по простой формуле: сумму уплаченных налогов делят на выручку и умножают на 100%. Полученный результат сравнивают со средними показателями по конкретной отрасли. Эти данные в открытом доступе можно найти на сайте налоговой. Если результат заметно ниже среднеотраслевого, то вы на один шаг ближе к налоговой проверке.
    1. Камеральная проверка проходит каждый раз после сдачи декларации — и обычно незаметно. Инспектор изучает сведения о компании в своём кабинете. Если возникают вопросы, он присылает предпринимателю требование о предоставлении пояснений или документов.
    2. Выездная проверка проходит у предпринимателя «в гостях». Сотрудники налоговой изучают предприятие, смотрят документы, беседуют с руководителем и его сотрудниками. Предприниматели обычно боятся именно таких «налоговых мероприятий».

    Как указала ФНС России 11 , под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, обычно не представляет налоговую отчетность, зарегистрировано по адресу массовой регистрации и т.д.

    • исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных. Исключение – случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в интернете, получать доступ к ней, размещать предложения в интернете о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки;
    • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности;
    • неисключительных прав иностранному лицензиату, при этом место реализации таких услуг не территория России 2 .

    Часто налоговики настаивают на том, что отсутствие реквизитов или некорректное указание адреса контрагента, неполное наименование товаров препятствуют проверке сделки. Это значит, что в таких случаях налогоплательщики не смогут подтвердить право на вычет по НДС.

    3. Будет ограничен круг лиц, которые могут воспользоваться налоговыми преференциями. Это связано с тем, что станут облагаться НДС оказываемые после 1 января 2022 г. услуги по передаче прав на использование иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных 3 .

    • нарушения, допущенные при оформлении документов (в том числе первичных), или отсутствие документов;
    • сомнения инспектора в реальности осуществленных операций;
    • нарушение контрагентами требований законодательства, касающихся НДС;
    • контрагенты имеют признаки компаний-однодневок.

    По факту снижения налоговой нагрузки ООО «Альфа» за 2022 год по сравнению со среднеотраслевым уровнем поясняем, что руководством организации было принято решение о снижении с 1 августа 2022 г. на 10 % отпускных цен на реализуемые товары. Данная мера принята по результатам анализа ситуации, сложившейся на рынке сбыта, с целью привлечения покупателей и получения конкурентного преимущества. Снижение цен отрицательно сказалось на размере выручки, полученной во втором полугодии 2022 года. При этом расходы организации, связанные с основной деятельностью, возросли на 3 % по сравнению с первым полугодием 2022 года. В результате указанные факторы привели к снижению сумм налога на прибыль и НДС, подлежащих уплате в бюджет.

    Выбирая налогоплательщика для выездной налоговой проверки, контрольные органы всегда обращают внимание на показатель налоговой нагрузки. Что это такое, какие есть факторы риска, как объяснить причины низкой налоговой нагрузки и избежать негативных последствий, читайте в статье нашего эксперта Оксаны Смолановой.

    Отбор налогоплательщиков при планировании выездных налоговых проверок производится на основе норм статьи 89 НК РФ[1], а также общедоступных критериев, указанных в Концепции планирования выездных налоговых проверок, утверждённой Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@[2]. Одним из важнейших критериев является уровень налоговой нагрузки. Налогоплательщик в приоритетном порядке включается в план выездных проверок, если его налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности).

    Обращаем внимание на то, что подать такие пояснения – право налогоплательщика, а не обязанность (пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ[9]). Если в пояснениях организация укажет на объективные причины, то, возможно, избежит дальнейших неблагоприятных последствий. Но если не представит пояснения, то её включат в план выездных проверок с большей долей вероятности (разд. 4[10] приложения 1 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

    Причинами снижения налоговой нагрузки могут быть: развитие новых видов деятельности; расширение основных видов деятельности; заметное увеличение торговых запасов; закупка новой техники и оборудования; ведение нескольких видов деятельности, нормативные значения налоговой нагрузки у которых существенно различаются (можно произвести расчёт на основе агрегированных данных); региональная и отраслевая специфика; повышение закупочных цен со стороны поставщиков; снижение продажных цен в целях стимулирования спроса.

  • Adblock
    detector