Аренда земли пошлина налог кодекс

22) за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, сделок с объектом недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 — 26, 28 — 31, 61 и 80.1 настоящего пункта:

22) за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, сделок с объектом недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 — 26, 28 — 31, 61 и 80.1 настоящего пункта:

Как учитывать земельные участки в бухгалтерском и налоговом учете

  • Дт 62 Кт 90 — зафиксирован доход от продажи ЗУ;
  • Дт 90 Кт 41 — списан ЗУ как товар с учета, по его стоимости;
  • Дт 44 Кт 10, 70, 60 и пр.
  • Дт 90 Кт 44 — учтены и списаны расходы на продажу ЗУ как товара.

Организации, предприниматели, владеющие и пользующиеся бессрочно земельными участками, являются плательщиками земельного налога (ст. 388-1 НК РФ). Налоговая база определяется по кадастровой стоимости участка и является фиксированной величиной. Ставки налога определяются на региональном уровне в зависимости от категории земли.

  • Дт 01 «к продаже» Кт 01 «начальный» — 40000 руб. — выделена часть к продаже;
  • Дт 01 «оставшийся в организации» Кт 01 «начальный» — 60000 руб. – выделена часть, оставшаяся в организации;
  • Дебет 91 Кредит 01 «к продаже» — списан с учета ЗУ, подлежащий продаже, по его стоимости 40000 руб.;
  • Дебет 62 Кредит 91 — 50000 руб. доход от продажи.
  • Дт 08/1 Кт 60 — приобретение ЗУ у контрагента;
  • Дт 08/1 Кт 10, 60,76 — расходы по приобретению (риэлторские, консультационные, материального характера);
  • Дт 08/1 Кт 76 (68/сч. «Госпошлина») — отражена госпошлина за регистрацию ЗУ;
  • Дт 01 Кт 08/1 — ЗУ включен в состав основных средств.

Сделки купли-продажи земли не облагаются НДС (НК РФ ст. 146-2 пп. 6). Это касается как целых участков, так и долей в них. В то же время, согласно ст. 161 НК РФ п. 3 абз. 2, муниципальное имущество при его реализации облагается НДС. Минфин (Письмо №03-07-11/03 от 13-01-10) пояснил, что земельные участки муниципалитетов и находящиеся в государственной собственности, несмотря на вышесказанное, исключены из налогообложения НДС. В то же время строения на нем НДС облагаются.

Дополнительное соглашение к ранее зарегистрированному договору аренды недвижимого имущества, которое изменяет содержание и условия обременения вещных прав арендодателя (например, изменение назначения использования земельного участка, переданного в аренду; изменение размера арендной платы; изменение адреса и др.), признается неотъемлемой частью договора аренды; оно изменяет содержание и условия обременения вещных прав арендодателя, но не влечет изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него.

Пунктом 22 Инструкции о порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 06.08.2004 N 135, установлено, что государственная регистрация прекращения и расторжения договора аренды осуществляется посредством погашения регистрационных записей в подразделах III-4 (для записей о сделках, на основании которых возникают ограничения (обременения) прав (о договорах аренды и т.п.)) и III-1 (для записей об аренде) Единого государственного реестра прав (далее — ЕГРП) в порядке, установленном разд. VI Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 (далее — Правила ведения ЕГРП). При расторжении договора аренды на основании соглашения сторон договора также заполняется лист записи подраздела III-4 ЕГРП.

В случае если право прекращается в связи с переходом права на недвижимое имущество к новому правообладателю, государственная пошлина должна уплачиваться новым правообладателем, как за государственную регистрацию возникновения права новым правообладателем.

Учитывая вышеизложенные нормы, государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества в соответствии с Правилами ведения ЕГРП, за регистрацию которого уплачивается государственная пошлина в размере, установленном пп. 20 п. 1 ст. 333.33 Кодекса.

Порядок расторжения и изменения договора установлен ст. 452 ГК РФ, согласно которой соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

Для физлиц сумма платежа составляет 2000 рублей, для юрлиц – 22 000 рублей. При этом исключения по уплате содержат подпункты 21, 22.1, 23 – 26, 28 – 31, 61 и 80.1 пункта 1 статьи 333 НК РФ. За госрегистрацию прав, ограничений прав и обременений земельных участков из земель сельхозназначения, сделок, подлежащих госрегистрации, установлена госпошлина в размере 350 рублей. А за внесение изменений в записи ЕГРН о правах, об ограничениях прав и обременениях недвижимости платеж составит 350 рублей для физических лиц и 1000 рублей для юрлиц. Исключения предусмотрены подпунктом 28.1 пункта 1 той же статьи.

Минфин России в письме от 06.10.2023 № 03-05-04-03/87113, а затем и Росреестр в письме от 07.10.2023 № 14-8878-ГЕ/20 разъяснили случаи уплаты госпошлины при заключении дополнительного соглашения к договору аренды недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации. В соответствии с федеральным законом Фирмы и предприниматели обязаны регистрировать в Росреестре дополнительные соглашения к договорам аренды недвижимого имущества сроком более одного года. За совершение этого юридически значимого действия Налоговый кодекс предусматривает уплату госпошлины.

Минфин и Росреестр также уточнили, что за внесение изменений в ЕГРН не должна уплачиваться государственная пошлина, поскольку на основании заявления о государственной регистрации соглашения к договору аренды соответствующие изменения вносятся без подачи отдельного заявления.

Аренда земли пошлина налог кодекс

11. за государственную регистрацию прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества, переходом права к новому правообладателю, преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества;

Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты в большем размере, чем это предусмотрено, а также в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган, совершающий данное юридически значимое действие.

15. за государственную регистрацию прекращения права при государственной регистрации за тем же правообладателем другого вида права (например, переоформление права пожизненного наследуемого владения земельным участком на право собственности в соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);

Читайте также:  Договор купли-продажи транспортного средства 2023 бланк по доверенности

17. за совершение юридически значимых действий, указанных в статье 333.33 настоящего Кодекса, в случае, если такие действия совершаются в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период»;

3. физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации за совершение действий, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК, за исключением государственной регистрации ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество.

НДС при уступке права аренды земли

На практике сделки по уступке права аренды земельного участка являются достаточно распространенными. Ведь максимальный срок аренды, если участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, составляет 49 лет. Основание – пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

При аренде земли у государства или у муниципального образования, когда от имени арендодателя в пределах своих полномочий выступает орган государственной власти или местного самоуправления, арендная плата не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. На это указывает и Минфин России в письмах от 1 февраля 2011 г. № 03-07-11/21, от 2 апреля 2010 г. № 03-07-11/90.

В случае же передачи права аренды земли НДС исчисляется в общем порядке вне зависимости от того, кто передает такие права. Ведь на случаи взимания платы за право аренды земли органом государственной власти или местного самоуправления положения подпункта 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ не распространяются, так как такая плата является не платой за право пользования природным ресурсом, а лишь платой за получение возможности его использования.

Аналогичные разъяснения приведены, например, в письмах Минфина России от 1 февраля 2011 г. № 03-07-11/21, от 21 апреля 2009 г. № 03-07-11/111. При этом на организацию, которой предоставляются такие права, не распространяются положения пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ, то есть ей необходимо исчислять НДС, удерживая его из платы за предоставление права аренды, и перечислять налог в бюджет.

При этом в пункте 16 постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. № 11 разъяснено, что такое уведомление должно быть направлено собственнику земли в разумный срок после совершения соответствующей сделки с третьим лицом. В противном случае арендодатель вправе предъявить хозяйству (первоначальному арендатору) требование о возмещении возникших в связи со сделкой убытков. Такое право ему дает статья 22 Земельного кодекса РФ.

Но в 2023 налог, похоже, таки начнут взимать. С 2023 года налог распространяется на все объекты жилой и нежилой недвижимости, а также отдельные их доли. В сентябре 2014 года Верховная Рада приравняла садовые и дачные домики к жилым домам и разрешила в них прописываться.

Если из налоговой приходит уведомление о необходимости заплатить налог, а по закону вы от него освобождены, либо сумма, выставленная налоговым органом, сильно завышена, вам нужно обратиться в налоговый орган со всеми документами, которые подтверждают ваше право неуплаты налога или уменьшение налогооблагаемой базы.

Оплата госпошлины поводится как в банке, так и с помощью интернета Заплатить можно наличными любом банке или, что более удобно для организаций, воспользоваться безналичным расчетом. Основанием для оплаты служит квитанция, которую плательщик получает либо в банке, либо у должностных лиц или в кассе того органа, куда производится оплата. Необходимо отменить, что платить пошлину нужно в том месте, где регистрируется юридическое действие.

  • Если в договоре прописаны неотъемлемые приложения, эти приложения также должны быть в комплекте документов в трех экземплярах.
  • в 3 подлинных экземплярах. После регистрации один экземпляр с отметкой ведомства получит покупатель, второй – продавец, а третий экземпляр останется в делах Росреестра на вечное хранение. нести не нужно.
  • Нотариальная доверенность на представителя, если от стороны действует представитель – подлинник и копия. В такой доверенности должны быть прописаны полномочия на подачу документов и проставление подписи на заявлении.
  • Паспорта покупателя и продавца – подлинники.
  • Согласие супругов сторон на продажу или покупку – подлинник и копия.
  • Передаточный акт к договору в трех подлинных экземплярах.

По закону пошлина оплачивается покупателем и стороны не могут договориться о том, кто именно будет ее уплачивать. Таким образом, даже если в договоре стороны изначально пропишут, что несут расходы по регистрации в равных долях или перекладывают их на продавца, он просто возместит определенную сумму покупателю, которую тот потратит на оплату государственной пошлины.

Следует отметить, что статьей 395 НК не предусмотрен закрытый перечень налоговых льгот (так, например, муниципальные учреждения не освобождаются от уплаты земельного налога), иные льготы могут быть только соответствующими актами представительных органов муниципальных образований.

Эта льгота предоставлена для земельных участков, используемых ими для производства или реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг).

Местные власти время от времени устанавливают свои привилегии. Изучить их подробнее можно с помощью нормативных актов. Следует зайти на специальный сервис налоговой службы и выбрать свой регион, вид налогообложения, указать период и муниципалитет. Этих данных будет достаточно, чтобы узнать информацию о действующих льготах и налоговых ставках.

  • Организации МВД России и их ведомства;
  • Организации, в чьем ведомстве государственный автопарк;
  • Церкви, храмы и примыкающая к ним территория;
  • Организации, занятые помощью в реабилитации инвалидов;
  • Организации, которые занимаются художественным промыслом и развитием отечественной культуры, а также прилегающая к ним территория;
  • Предприятия, занимающиеся судопроизводством на территории нашей страны.

Учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные организации инвалидов, не уплачивают налог в отношении земельных участков, используемых ими в образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целях социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

ВС РФ поддержал Минфин России в вопросе о размере госпошлины за регистрацию допсоглашений к договорам аренды
26 февраля 2023 Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении административного иска о признании недействующим письма Минфина России от 6 октября 2023 г. № 03-05-04-03/87113. В этом письме ведомство изложило свою точку зрения относительно размера госпошлины, подлежащей уплате в связи с государственной регистрацией дополнительного соглашения к зарегистрированному договору аренды недвижимого имущества (Решение Верховного Суда РФ от 15 января 2023 г. № АКПИ20-932). По мнению Минфина России, госпошлина в этом случае должна быть уплачена в размере, установленном подп. 22 и подп. 25 п. 1 ст. 333 33 Налогового кодекса (по общему правилу 2 000 руб. для физических лиц и 22 тыс. руб. для организаций, а если предметом аренды является земельный участок сельхозназначения – 350 руб.). Впоследствии ведомство неоднократно повторяло эту позицию (см. например, письма от 11 ноября 2023 г. № 03-05-05-03/98165, от 10 ноября 2023 г. № 03-05-05-03/98110, № 03-05-06-03/97697 и № 03-05-05-03/98111).

Читайте также:  Детское пособие в 2023 году изменения в самарской области

Административные истцы полагали, что данное письмо не соответствует действительному смыслу разъясняемых норм, поскольку размер госпошлины за государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды недвижимости должен определяться в соответствии с подп. 27 п. 1 ст. 333.33 НК РФ и составляет 350 руб. для физических лиц и 1 000 руб. для организаций. Выступивший по делу в качестве заинтересованного лица Минюст России также счел содержащиеся в письме разъяснения не соответствующими законодательству.
Верховный Суд РФ не усмотрел оснований для удовлетворения иска. Он исходил из того, что оспариваемые разъяснения даны Минфином России в связи с внесением в части первую и вторую НК РФ изменений Федеральным законом от 29 сентября 2023 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Согласно этим изменениям госпошлина в размере, установленном подп. 22 и подп. 25 п. 1 ст. 333 33 НК РФ, подлежит уплате не только за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, но и за государственную регистрацию сделок с объектами недвижимости, если такие сделки в соответствии с федеральным законом нуждаются в регистрации. Поскольку дополнительное соглашение к договору аренды недвижимого имущества является сделкой, подлежащей государственной регистрации в силу п. 2 ст. 164 ГК РФ, оно также подпадает под действие указанных норм НК РФ.
В связи с изложенным ВС РФ пришел к выводу, что содержание оспариваемого письма соответствует действительному смыслу разъясняемых норм и не устанавливает не предусмотренные этими нормами общеобязательные правила.

Как правильно учесть продажу части участка, рассмотрим на примере. Пусть ЗУ числился на счете 01 как основное средство, единым объектом. Его стоимость — условно 100000 руб. После завершения кадастровых работ землю разделили на две части. Одна остается в организации (60000 руб.), а другая продается (40000 руб.). От продажи получено 50000 руб.

Аренда земель в госсобственности, муниципальной, а также земель субъектов РФ не облагается НДС (ст. 149 2 пп. НК РФ). В то же время субаренда таких земель НДС облагается (Письмо Минфина №03-07-11/436 от 18-10-12). По договорам аренды частной собственности применяется налогообложение НДС (Письмо №ГД-3-3/2391 ФНС от 18-06-15).

На заметку! Несмотря на то, что четких разграничений на использование счетов 76 и 68 при учете госпошлины нет, налоговые органы рекомендуют пошлину за регистрацию участка учитывать на счете 68, поскольку она является федеральным сбором (ст.13 НК РФ).

  • Дт 97 Кт 76 — затраты на приобретение права аренды;
  • Дт 19 Кт 76 — начисление НДС от стоимости арендного права;
  • Дт 68 Кт 19 — предъявлен НДС к вычету;
  • Дт 20, 25, 26 и др. Кт 97 — списание доли расходов в течение срока аренды.

Можно прописать в договоре положение, по которому он будет являться одновременно и актом приема-передачи, либо разработать собственную учетную форму локального характера. Применение тех или иных бланков документов по учету ЗУ целесообразно закрепить в учетной политике организации.

3) научные организации, опытные, экспериментальные и учебно — опытные хозяйства научно — исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных и учебных целей, а также для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;

Платежи за землю направляются исключительно на цели, связанные с финансированием мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра и мониторинга, охране земель, повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели, а также на погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, процентов за их использование, фиксированные выплаты землепользователям, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качества, инженерное и социальное обустройство территории в соответствии со статьей 24 Закона РСФСР «О плате за землю». Арендная плата, получаемая собственником земли, используется им по своему усмотрению.

В установленном законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации порядке эти платежи частично централизуются на специальных бюджетных счетах республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов и в республиканском бюджете Российской Федерации.

Сельские, поселковые, городские, районные Советы народных депутатов могут устанавливать льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для:

При аренде земли у государства или у муниципального образования, когда от имени арендодателя в пределах своих полномочий выступает орган государственной власти или местного самоуправления, арендная плата не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. На это указывает и Минфин России в письмах от 1 февраля 2011 г. № 03-07-11/21, от 2 апреля 2010 г. № 03-07-11/90.

Таким образом, договор уступки права аренды земельного участка, если срок аренды превышает один год, должен быть зарегистрирован в порядке, определенном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

При этом в пункте 16 постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. № 11 разъяснено, что такое уведомление должно быть направлено собственнику земли в разумный срок после совершения соответствующей сделки с третьим лицом. В противном случае арендодатель вправе предъявить хозяйству (первоначальному арендатору) требование о возмещении возникших в связи со сделкой убытков. Такое право ему дает статья 22 Земельного кодекса РФ.

Аналогичные разъяснения приведены, например, в письмах Минфина России от 1 февраля 2011 г. № 03-07-11/21, от 21 апреля 2009 г. № 03-07-11/111. При этом на организацию, которой предоставляются такие права, не распространяются положения пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ, то есть ей необходимо исчислять НДС, удерживая его из платы за предоставление права аренды, и перечислять налог в бюджет.

В общем случае передача имущественных прав облагается НДС. Основание – подпункт 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ. И если реализация собственно земельных участков и долей в них не признается объектом налогообложения в силу подпункта 6 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ, то на операции по передаче права аренды земельного участка это положение не распространяется. Правда, есть исключение.

Госпошлина регистрация договора аренды нежилого помещения в 2023 году

Как и раньше, уполномоченными лицами на обращение в регистрационный орган для подачи документов на аренду недвижимости, являются собственники этой недвижимости, нотариусы (в случае, если сделка оформлялась в нотариальном порядке), кадастровые инженеры, органы государственной власти. Если от имени собственника выступает какое-либо лицо, то требуется нотариальная доверенность для совершения определенных юридически-значимых действий. Отдельно следует отметить о регистрации договора субаренды – такой договор возможен, когда самой арендой предусмотрено право арендатора передавать объект недвижимости в субаренду третьим лицам. Без подобной записи в первоначальном договоре аренды субаренда не возможна.

Читайте также:  Переаттестация охранников 4 разряда через год или два2023

Сама по себе регистрация договора аренды нежилого помещения проходит без участия сторон. Для проведения данной процедуры просто необходимо обратиться в Росреестр, подать необходимый перечень документов и подождать 18 дней. Именно такие сроки отводятся законодательством для рассмотрения обращений подобного рода, после чего вы получите на руки соответствующее свидетельство. Однако следует знать, в каких случаях она необходима, а в каких случаях в ней нет необходимости.

  • для физических лиц — 2 000 рублей;
  • для физических лиц за регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества — 350 рублей (пункт 24 части 1 статьи 333.33 НК РФ);
  • для организаций — 22 000 рублей; (пункт 22 части 1 статьи 333.33 НК РФ).
  • для физических лиц — 2 000 рублей, умноженные на размер доли, за исключением:
  • за регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества — 350 рублей, умноженные на размер доли;
  • для организаций — 22 000 рублей, умноженные на размер доли.

В том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются поэтажные планы здания, сооружения, на которых обозначаются сдаваемые в аренду помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).

  1. Отсутствие в тексте соглашения пункта об изменении (или не изменении) оплаты за аренду.
  2. В договоре не отображены полные сведения о нежилом объекте.
  3. Нет приложения, с перечислением документов в соглашении.
  4. Не зарегистрирован долгосрочный договор.
  5. Отсутствует пункт в соглашении, относительно ремонта и коммунальных платежей.
  6. Не отображен пункт ответственности по договору аренды— например, не отображены права и обязательства сторон при порче имущества на объекте.

Статья НК РФ

1) при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям — до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, административного искового заявления, жалобы;

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Государственная пошлина не уплачивается плательщиком в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа и (или) должностного лица, осуществившего выдачу документа, при совершении этим органом и (или) должностным лицом юридически значимого действия.

В тех случаях, когда иск удовлетворен частично, истец платит госпошлину пропорционально размеру удовлетворенных требований. Остальную сумму госпошлины должен внести ответчик. Сделать это они должны в сроки, установленные для каждого из них. Такой вывод следует из взаимосвязанного толкования положений статей 333.17 и 333.18 Налогового кодекса РФ, статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ и статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в пункте 6 постановления Пленума ВАС РФ от 20 марта 1997 г. № 6.

ВС РФ поддержал Минфин России в вопросе о размере госпошлины за регистрацию допсоглашений к договорам аренды
26 февраля 2023 Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении административного иска о признании недействующим письма Минфина России от 6 октября 2023 г. № 03-05-04-03/87113. В этом письме ведомство изложило свою точку зрения относительно размера госпошлины, подлежащей уплате в связи с государственной регистрацией дополнительного соглашения к зарегистрированному договору аренды недвижимого имущества (Решение Верховного Суда РФ от 15 января 2023 г. № АКПИ20-932). По мнению Минфина России, госпошлина в этом случае должна быть уплачена в размере, установленном подп. 22 и подп. 25 п. 1 ст. 333 33 Налогового кодекса (по общему правилу 2 000 руб. для физических лиц и 22 тыс. руб. для организаций, а если предметом аренды является земельный участок сельхозназначения – 350 руб.). Впоследствии ведомство неоднократно повторяло эту позицию (см. например, письма от 11 ноября 2023 г. № 03-05-05-03/98165, от 10 ноября 2023 г. № 03-05-05-03/98110, № 03-05-06-03/97697 и № 03-05-05-03/98111).

Административные истцы полагали, что данное письмо не соответствует действительному смыслу разъясняемых норм, поскольку размер госпошлины за государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды недвижимости должен определяться в соответствии с подп. 27 п. 1 ст. 333.33 НК РФ и составляет 350 руб. для физических лиц и 1 000 руб. для организаций. Выступивший по делу в качестве заинтересованного лица Минюст России также счел содержащиеся в письме разъяснения не соответствующими законодательству.
Верховный Суд РФ не усмотрел оснований для удовлетворения иска. Он исходил из того, что оспариваемые разъяснения даны Минфином России в связи с внесением в части первую и вторую НК РФ изменений Федеральным законом от 29 сентября 2023 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Согласно этим изменениям госпошлина в размере, установленном подп. 22 и подп. 25 п. 1 ст. 333 33 НК РФ, подлежит уплате не только за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, но и за государственную регистрацию сделок с объектами недвижимости, если такие сделки в соответствии с федеральным законом нуждаются в регистрации. Поскольку дополнительное соглашение к договору аренды недвижимого имущества является сделкой, подлежащей государственной регистрации в силу п. 2 ст. 164 ГК РФ, оно также подпадает под действие указанных норм НК РФ.
В связи с изложенным ВС РФ пришел к выводу, что содержание оспариваемого письма соответствует действительному смыслу разъясняемых норм и не устанавливает не предусмотренные этими нормами общеобязательные правила.

Adblock
detector